Детские обиды
консультация на тему
Чувство обиды способно усложнить жизнь даже взрослому человеку. Что уж говорить о ребенке, психика которого, хрупка и ранима.
Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отвергают, игнорируют, не хотят общаться. В состоянии "обиженности" ребенок может чувствовать себя недооцененным, ущемленным и ненужным. Самые первые обиды можно проследить у детей уже в 2-4 года. Но в этот период детские обиды не переживаются детьми особенно остро, и легко поддаются корректировке. И помочь ребенку в этом случае достаточно просто. Для этого родителям нужно лишь отвлечь внимание ребенка, и нацелить его на что-то другое. Обида как чувство, и обидчивость как черта характера начинают проявляться у дошкольников после 5 лет. Это связано с интенсивным формированием личности ребенка, он начинает нуждаться в похвале, уважении и в признании со стороны взрослых и детей. Поступив в школу, ребенок может чувствовать обиду по отношению к сверстникам и учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_obidy.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСКИЕ ОБИДЫ. НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ
Чувство обиды способно усложнить жизнь даже взрослому человеку. Что уж говорить о ребенке, психика которого, хрупка и ранима.
Обида – это болезненные переживания, которые ощущает человек, когда его отвергают, игнорируют, не хотят общаться. В состоянии "обиженности" ребенок может чувствовать себя недооцененным, ущемленным и ненужным. Самые первые обиды можно проследить у детей уже в 2-4 года. Но в этот период детские обиды не переживаются детьми особенно остро, и легко поддаются корректировке. И помочь ребенку в этом случае достаточно просто. Для этого родителям нужно лишь отвлечь внимание ребенка, и нацелить его на что-то другое. Обида как чувство, и обидчивость как черта характера начинают проявляться у дошкольников после 5 лет. Это связано с интенсивным формированием личности ребенка, он начинает нуждаться в похвале, уважении и в признании со стороны взрослых и детей. Поступив в школу, ребенок может чувствовать обиду по отношению к сверстникам и учителям.
Однако следует отметить, что обида – это нормальное чувство, если его вызвала вполне адекватная причина. Адекватным можно считать повод, когда имеет место сознательное отвержение, неуважение или обман ребенка, ущемление его прав и свобод. Когда взрослый или другой ребенок сознательно хотят нанести вред малышу, получая от этого удовольствие или какие-то выгоды. Неадекватной же причиной для обиды считается то, когда ребенок сам наделяет взрослых и сверстников, которые не оправдали его ожиданий теми или иными чертами, и приписывает им неуважение и нелюбовь к самому себе. От чего в первую очередь начинает страдать сам. Именно неадекватное реагирование и порождает такую черту как обидчивость ребенка.
Какие же ситуации вызывают у малыша негативные чувства, связанные с обидой?
- Ситуации отказа в значимых для ребенка вещах. Например, когда родители или воспитатели не дают игрушку, которую давно обещали, отказывают в подарке, не дают поиграть в любимую игру и т.д.
- Ситуации, когда ребенок чувствует игнорирование и превосходство других. Когда ему не дают возможность проявить себя в какой-то важной для него роли, не приглашают играть, не дают своих игрушек, не хотят с ним дружить.
- Ситуации, в которых малыш чувствует себя ущемленным, когда его дразнят и обзывают.
- Ситуации, когда ребенку не уделяют внимание, не хвалят, дают понять, что кто-то другой мог бы лучше справиться с его задачей, или что другой ребенок лучше него.
Во всех перечисленных случаях, ребенок чувствует себя обделенным и неполноценным. В такие моменты он особенно нуждается в любви, заботе и понимании родителей.
Как же помочь ребенку преодолеть чувство обиды?
- Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его старания заметили, одобрили действия и похвалили его труд. Любая поделка, нарисованная картинка, рассказ, стихотворение, уборка в комнате – все это может послужить хорошим стимулом для похвалы ребенка. Однако родителям стоит знать, что похвалы никогда не бывает достаточно. Обязательно поощряйте отличное поведение, добрые поступки, но никогда не давайте оценок, чтобы не акцентировать внимание на качествах характера ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, чтобы сверстник впоследствии не воспринимался как соперник и источник обиды. Пожалуй, это основное правило для профилактики и предотвращения обидчивости.
- С раннего детства давайте понять вашему малышу, что оценка окружающих – это еще не истина в последней инстанции, а лишь взгляд со стороны. Отношения других детей к нему – не самое главное в его жизни, и каждый имеет право на свою точку зрения. Другие люди не сосредоточены на его персоне, а просто живут, занимаются своими делами, играют, разговаривают, делятся своими мыслями.
- Направляйте энергию и эмоции ребенка в нужное русло. Если ваш ребенок чувствует себя обиженным, постарайтесь переключить его мысли в русло творчества и полноценного общения. Пусть лепит, рисует, общается с детьми, которые станут для него не потенциальными обидчиками, а партнерами по игре. Создайте условия, чтобы ребенок смог играть с другими людьми, и получать удовольствие от самой игры, взаимодействовать с ними и испытывать сопричастность. Для этого подойдут игры с правилами, ролевые игры. Именно таким образом ребенок научится видеть в других людях своих партнеров и друзей. И сможет избежать ненужных ссор и обид.
Наказания и поощрения
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Разве он должен хорошо учиться, быть послушным, трудолюбивым, вежливым ради подарка или из страха быть наказанным? И поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания.
Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе, рождают почву для невроза.
Поэтому первое правило - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Ведь воспитание не дрессировка: за каждое правильное движение - кусок сахара, за неправильное - угроза плетки... Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе. А всегда ли мы утруждаем себя таким анализом?
Покупка какой-нибудь вещи - самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший? Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.
Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет.
Конечно, детям (как, впрочем, и взрослым) свойственно иногда упорствовать в своих ошибках, лгать, проявлять жестокость, эгоизм. Оставленные без внимания, они могут усилиться, стать со временем свойствами характера. И если убеждение, требование, внушение не помогают - приходится применить и наказание.
Неверно поступают родители, отменяющие в порядке наказания ранее данные ребенку обещания. Взрослые всегда должны оставаться в глазах детей людьми слова, иначе их авторитет будет поколеблен. Другое дело, что можно иногда отсрочить на некоторое время обещанный, допустим, поход в парк.
Что же касается телесных наказаний – то они недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме! Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, шлепая ребенка, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.
Виды наказаний и поощрений могут быть абсолютно разные. В большинстве случаев не последнюю роль в выборе способа поощрения или наказания играет темперамент ребёнка. Для застенчивого тихого малыша виды наказания и поощрений будут в корне отличаться от аналогичных воспитательных методов для проказников и непосед. Например: если вы запретите тихоне выходить во двор, он нисколько не обидеться, ведь для него намного интереснее играть в своей комнате; а поощрение в виде похода в кинотеатр для непоседы аналогично наказанию, ведь ему так хочется на качели…
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
Но ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: «Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!» Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.
При всей на первый взгляд противоположности поощрений и наказаний они должны строиться по единому принципу: как можно больше требований к человеку и вместе с тем как можно больше уважения к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕТСКИЕ ОБИДЫ
Консультация для родителей...
Детские обиды и как на них реагировать
Жалоба №1. На усталостьВарианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатиру...
7 поводов для детской обиды
Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации...
СЕМЬ ПОВОДОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ ОБИДЫ
Малышу не так страшны серьезные трудности, когда в своей семье он может найти защиту от внешнего мира, удовлетворить потребность в ласке, любви и заботе. Тем страшнее и обиднее для него ситуации, когд...
Детские обиды
Консультация для родителей...
Семь самых распространённых детских обид. Как на них реагировать?
Мы все знаем, как правильно. Но не всегда есть силы поступить так. Эти советы могут помочь неравнодушным родителям. Источник: https://m.vk.com/modernparent...
Детские обиды
Консультация для родителей...