Игра - путь воспитания и развития малыша
статья (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Игра - путь воспитания и развития малыша
«Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Ранний возраст ребёнка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закалка фундамента его личности.
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребёнка. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Ещё недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у неё возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались и раньше.
Ребёнок учится лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители - это самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребёнка. В качестве решающего фактора формирования у ребёнка полноценной психики выступают те виды общения взрослых с ним, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.
В России создана научно-обоснованная система общественного воспитания детей раннего возраста (в детском саду). В ней определена цель - разностороннее развитие малышей и способы её достижения.
Однако в настоящее время многие родители не отдают детей в ясельные группы - часть из них просто не осознают важности данного возраста.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, они руководствуются в воспитании ребёнка воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советами их собственных родителей, друзей, соседей). Поэтому эти родители не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.
К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что
почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким делом. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врождённые способности и умения, т.е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания».
Другая часть родителей (более состоятельная в материальном плане) пользуется услугами всевозможных коммерческих структур, которые растут, как на дрожжах. К сожалению, в таких структурах часто работают неквалифицированные люди, не знающие особенностей детей раннего возраста, опирающиеся в своей работе на сомнительную методическую литературу.
Родителям необходимо знать, что в каждый период развития ребёнка он может приобрести ''психологические ценности'', которые будут с ним всю последующую жизнь. Нельзя торопиться в развитии ребёнка, форсировать его ''взросление''. Развитие - это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И в этом плане особое значение имеет вид деятельности ребёнка на данном возрастном этапе становления личности. Именно вид деятельности определяет новую ступень в психическом развитии ребёнка.
Д.Б Эльконин выделяет следующие виды деятельности:
- непосредственно-эмоциональное общение (0-6 мес.)
- предметно-манипулятивная деятельность (6-12 мес.)
- предметно-орудийная деятельность (12-18 мес.)
- отобразительная игра (18-24 мес.)
- сюжетно-ролевая игра (с2 до 6-7 лет.)
- учебная деятельность (младший школьник)
- интимно-личностное общение (подросток)
- учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст)
- трудовая деятельность (взрослый человек)
Именно на эти виды деятельности надо опираться, стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3 лет - предметная игра. Поэтому с детьми данного возраста необходимо проводить игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Известно, что у каждого ребёнка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребёнка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребёнка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.
В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующими взглядами и с собственным пониманием действительности. Для этого необходимо:
- обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша;
- окружить ребёнка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;
- дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;
- предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве;
- не ограничивать его в экспериментировании;
- быть терпеливым, не спешить учить ребёнка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может, поэтому нельзя чему-то научиться, не упражняясь в этом;
- утолять его жажду в познании всего вокруг (конечно, предварительно обезопасив это пространство),признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.
Советы специалистов
- помните о том, что ребёнок - уникальная личность. Взрослые должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать его.
- нужно дать понять ребёнку, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Проявляйте внимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребёнка и не игнорируйте его чувства и эмоции.
- Проникнитесь чувством искреннего уважения к тому, что создаётся самим ребёнком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью — это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях.
Предметно-игровая деятельность — ведущая в раннем возрасте для ребёнка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.
Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение.
Таким образом, сенсорный опыт детей - основа познавательного развития.
Поэтому для ребёнка до 3-х лет крайне необходимы игрушки:
- для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.)
- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия.
- для прокатывания.
- образные с застёгивающимися и прилипающими элементами
(пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией)
- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб) и т.д.
Эту роль выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочата и др)
Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.). При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:
1.Посильность требовании.
2.Постепенность усложнении.
Для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то, чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.
Игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - путь воспитания и развития малыша. «Ладушки, ладушки…».
« Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детско...
Игры с водой для развития малышей
Здоровый образ жизни необходимо прививать детям с рождения. Вода это тот, источкник, который доступен всем, от мала до велика. В пособии предложены игры с детьми вовремя купания в домашних условиях....
Консультация для родителей. «Роль сказки в воспитании и развитии малышей»
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». Алексей Николаевич Толстой Трудно ...
Использование театральной куклы в процессе воспитания и развития малышей 2-3 лет.
Актуальность работы с театрализованной куклой состоит в том, что для современного дошкольного образования важен поиск новых технологий воспитания детей и их обучения. И приоритетным выступает деятельн...
Воспитание и развитие малыша через игру
Консультация для родителей...
Статья "Игра-путь воспитания и развития малыша"
Статья "Игра-путь воспитания и развития малыша"...
Простые рекомендации, которые позволяют родителям грамотно подойти к вопросам воспитания и развития малышей с познавательно-речевыми нарушениями.
Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появится собственная речь. Известно, что развитие понимания речи ребёнком намного опережает появление у него актив...