Ваш ребенок познает мир.
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Малыш подрос, ему три года, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая вам бесконечные вопросы. Здравствуй, возраст почемучек!
Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения?
Во-первых, важно не обрушивать на ребенка большое количество информации, а уметь ее обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой. Человечество всегда стремилось обобщать, сохранять и передавать информацию, используя для этого условные обозначения, буквы, цифры, планы, чертежи и другие знаки. Для взрослого человека использование таких средств является абсолютно естественным, в то время как дети только начинают овладевать ими.
Например, ребенок учится различать диких и домашних животных. Для малышей это пока очень трудная задача, ведь им нужно выделить, чем отличаются одни от других. На помощь приходят условные обозначения дома и леса, опираясь на которые ребенку легче разделить животных на две группы, так как сразу видны их существенные различия.
Во-вторых, каждый возрастной этап имеет свои приоритетные направления развития, т.е. те сферы действительности и человеческой культуры, с которыми прежде всего нужно знакомить ребенка в данный период и которые станут базисом для его дальнейшего познавательного и личностного становления. Для младших дошкольников (с 3 до 4 лет) такими существенными вехами является знакомство с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной), их использование для анализа окружающих предметов, обогащение чувственного опыта ребенка через слух, зрение, обоняние, осязание. В личностной сфере это развитие представлений о себе, своем теле, росте и развитии, половой принадлежности, а также первые шаги по формированию положительного отношения к себе, самоуважения, понимания своих переживаний и умения управлять ими.
В-третьих, общение взрослого и дошкольника строится таким образом, чтобы подтолкнуть ребенка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нем интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Для того чтобы образовательная работа не превращалась в скучное заучивание и натаскивание, а приносила радость и детям, и взрослым, задания даются в форме игры, соревнования, конструирования, экспериментирования и других свойственных дошкольному возрасту видов деятельности. Этот принцип легко проиллюстрировать на примере знакомства со свойствами металлических и неметаллических предметов.
Лучше всего предложить малышу поиграть в фокусников, чтобы он сам пришел к выводу, что металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические – нет. Предложите достать железную скрепку и пластмассовую палочку из стеклянного кувшина, не замочив руки. Скрепку легко достать с помощью магнита, а палочку – нет.
Следуя этим простым принципам обучения, взрослые смогут не только обогатить представления детей, но и развить их умственные способности, познавательную активность и личностную сферу.
Человеческие знания огромны, и, для того чтобы лучше структурировать их познание, в науке принято деление на четыре основные сферы: представления о себе, о других людях и отношениях между ними, о рукотворном и нерукотворном мире.
Представления о себе в психологии называются самосознанием, т.е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире. Именно к трем годам ребенок начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Он не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Желание малыша отделить себя от других, показать свою самостоятельность, не имея при этом достаточного опыта, часто встречает непонимание со стороны окружающих, что в свою очередь вызывает резкий негативизм ребенка.
Для того чтобы ребенок ощущал себя личностью уникальной и неповторимой, любимой и принимаемой другими людьми, взрослым следует направить свои усилия на формирование у него наиболее полных представлений о себе (своем теле, имени, половой принадлежности, возрасте), на развитие положительного отношения к себе, на осознание своих переживаний и умение управлять ими.
Представления о себе тесно связаны со знаниями о человеческих взаимоотношениях, культуре общения, традициях, т.е. с тем, что мы определили как мир людей. К этой области относятся нормы поведения в общественных местах, на улице, дома, знание профессий, а также явлений культуры: театра, библиотеки, музея, цирка т.д.
Рукотворный мир познается ребенком прежде всего через экспериментирование и игры с предметами. С детьми 3 лет основной упор делается на знакомство с окружающими предметами, их свойствами и назначением, на умении аккуратно обращаться с ними, класть на место, организовывать пространство вокруг себя.
Еще одной сферой человеческих познаний, с которой знакомиться ребенок, является нерукотворный мир. К нему относится живая и неживая природа. В период от 3 до 5 лет она становится одним из основных источников информации и развития. Дети узнают о разнообразных растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни и года, знакомятся с элементами экологии, временем, узнают о свойствах воды, воздуха, магнита, тепла и света, наблюдают за природными явлениями и сами ставят эксперименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Самообслуживание....
Ваш ребенок познает мир
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам...
"Ребенок познает мир в детском саду"
Статья посвящена игре в младшем дошкольном возрасте, как способе общения с ребенком....
ваш ребенок познает окружающий мир
представлен материал консультации для родителей (в виде стендовой распечатки)...
здоровый ребенок: познай себя
Практико - ориентированный проект "Здоровый ребенок: познай себя" адресован воспитателям дошкольно образовательных учреждений, материалы его можно использовать в НОД, в совместной деятельности с детьм...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...