Ваш ребенок познает мир
статья (старшая группа) по теме
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, почвы, воды… Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Готовя эту статью, я не ставила перед собой задачу экологического воспитания взрослых. А основы такого воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте. В необходимости интеллектуального и творческого развития ребенка нужно использовать специфические, выработанные человеческой культурой средства, которыми являются условные знаки, схемы, планы и т. д. Они могут использоваться для обобщения полученных знаний, их закрепления, организации пространства детского уголка; на них дети опираются, вспоминая те или иные события и явления. Так, например, условный значок на полке с книгами, игрушками, коробочками с природным материалом покажет, что куда нужно убирать; карточка с изображением капельки напомнит, что и растениям нужна вода. Конечно, малышу не под силу самому придумать таких «помощников». Зато родители всегда помогут ребенку найти соответствующий заместитель.
Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребенку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе; что доступно малышу в области явлений и объектов нерукотворного мира, какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vash_rebenok_poznaet_mir.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваш ребенок познает мир.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, почвы, воды… Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Готовя эту статью, я не ставила перед собой задачу экологического воспитания взрослых. А основы такого воспитания должны закладываться еще в младшем дошкольном возрасте. В необходимости интеллектуального и творческого развития ребенка нужно использовать специфические, выработанные человеческой культурой средства, которыми являются условные знаки, схемы, планы и т. д. Они могут использоваться для обобщения полученных знаний, их закрепления, организации пространства детского уголка; на них дети опираются, вспоминая те или иные события и явления. Так, например, условный значок на полке с книгами, игрушками, коробочками с природным материалом покажет, что куда нужно убирать; карточка с изображением капельки напомнит, что и растениям нужна вода. Конечно, малышу не под силу самому придумать таких «помощников». Зато родители всегда помогут ребенку найти соответствующий заместитель.
Давайте подумаем вместе, как родители, самые близкие ребенку люди, могут приобщить его к живой и неживой природе; что доступно малышу в области явлений и объектов нерукотворного мира, какие средства и методы нужно выбирать, чтобы помочь дошкольнику разобраться в таком таинственном, загадочном и в то же время очень привлекательном мире.
Влияние природы на ребенка огромно. Дети ежедневно в той или иной форме соприкасаются с объектами или явлениями: на прогулке наблюдают за птицами и насекомыми; дома слушают стихи, рассказы, смотрят телепередачи о животном и растительном мире, ухаживают за растениями на приусадебном участке. Объекты природы привлекают малышей, прежде всего красотой, яркостью красок, разнообразием, являются источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Такое общение с окружающим, с одной стороны, обогащает чувственный опыт ребенка, с другой – будит его фантазию и способствует возникновению различных вопросов, ответы на которые он далеко не всегда может найти самостоятельно, без помощи взрослых.
Детей целесообразно знакомить с явлениями и объектами ближайшего окружения, т. е. природой тех мест, где они живут: с растениями и животными, живущими в парке, лесу, дома, во дворе. С сезонными явлениями (дождь, снег, гроза); со свойствами воды, песка и т. д. Ребенку важно ощутить на себе непосредственное воздействие этих объектов и явлений: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать на вкус, поэкспериментировать. При этом взрослому не следует перегружать детей информацией, так как это может привести к хаотичности знаний.
При ознакомлении с теми или иными объектами и явлениями природы взрослому, прежде всего, нужно опираться на чувственный опыт ребенка и использовать наглядность. Например, гуляя с ребенком, вы обращаете его внимание на состояние погоды («Посмотри какая сегодня теплая погода, ярко светит солнышко, ему радуются птички, бабочки, цветочки… И нам с тобой весело гулять»). Если пошел дождь, можно предложить ребенку подставить свои ладошки, и таким образом он почувствует, холодный дождь (осенью) или теплый (летом).
Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность и заботливое отношение только к тем объектам и явлениям природы, которые вызывают у них положительные эмоции. Положительный эмоциональный настрой во многом зависит от организации работы с детьми (наблюдения, чтение книг, игры, простейшие опыты, беседы и т. п.). Привлечь внимание ребенка к тем или иным средствам способам познания окружающего может любой сказочный персонаж, например, старичок-лесовичок. Вам не составит труда сделать его из природного материала. Этот персонаж будет приходить в гости к ребенку и приглашать его на прогулку в лес, парк, приносить разнообразный природный материал (плоды, семена, камушки, ветки деревьев, засушенные листья и цветы), из которого получаются замечательные поделки. Изготовление поделок не только сближает малыша с природой, но и дает радость созидания, творчества. Дети рассматривают материал. Ощупывают, исследуют его. Таким образом, развивается восприятие ребенка: он начинает различать форму, цвет и другие свойства предметов. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка: он рассматривает сделанный вами образец поделки, анализирует, из каких частей она состоит и из чего его можно сделать. Продумывает. Какой дополнительный материал (пластилин, спички, нитки, проволока) потребуется. Не забудьте вместе с лесовичком искренне похвалить малыша, полюбоваться пусть и сделанной с вашей помощью поделка. Это вызовет у него желание выполнять, более сложные поделки, поможет преодолевать трудности, будет способствовать развитию таких качеств, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Ознакомление детей с природой – довольно сложная тема. С одной стороны, это связанно с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Освоение и понимание ее законов требуют не только рациональных подходов и знаний. Необходимо чувственный опыт детей, да и самих взрослых. С другой стороны, ваша работа будет усложняться тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха. В таких случаях, если ребенок на это внимание, можно не стесняясь говорить ему о том, что взрослые поступают не правильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы, и тогда она щедро вознаградит его. И тогда ваши усилия по воспитанию экологической культуре не пройдут бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Предметный мир – окружающие вещи, игрушки имеют особое значение в развитии дошкольника. Именно в предметной деятельности возникает познавательная актив...
Доклад на педсовете Тема: «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду. Самообслуживание и труд».
Самообслуживание....
"Ребенок познает мир в детском саду"
Статья посвящена игре в младшем дошкольном возрасте, как способе общения с ребенком....
ваш ребенок познает окружающий мир
представлен материал консультации для родителей (в виде стендовой распечатки)...
здоровый ребенок: познай себя
Практико - ориентированный проект "Здоровый ребенок: познай себя" адресован воспитателям дошкольно образовательных учреждений, материалы его можно использовать в НОД, в совместной деятельности с детьм...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...