Роль совместного отдыха детей и родителей как средство формирования позитивного родительства
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Роль совместного отдыха детей и родителей как средство формирования позитивного родительства.
Форма проведения : круглый стол
Возраст: старшая группа
Цель : выявить необходимость совместного отдыха родителей и детей.
Задачи : проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей; способствовать формированию осознания неоходимости совместно отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха.
План проведения :
1 Вступительное слово
2 Этап педагогического всеобуча
3 Этап проведения теста « Я и мой ребёнок»
4 Анализ результатов теста «Рисунок семьи»
5 Рисование родителями своего ребёнка
6 Обсуждение темы « Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
7 Обсуждение темы « Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
8 Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия
1Подготовительный этап
1 Проведения исследования воспитанников группы с помощью опроса « Моя семья»(приложение А) Воспитатель в период подготовки к родительскому собранию продумывает и составляет серию вопросов для детей , ответы на которые помогут выявить основные формы отдыха родителей , отдыха детей. Поскольку дети ещё не владеют навыками письменной речи , воспитатель проводит опрос устно , фиксируя ответы детей в письменном виде.
2 Подготовка материала к педагогическому всеобучу.
Информация, подготовленная воспитателем, должна содержать достоверные данные , подтверждающие возможность и неоходимость совместного отдыха детей и родителей, а также способствовать формирование у родителей ответственности за организацию отдыха их детей.
3 Подготовка наглядного оформления родительского собрания ( детские рисунки)
4 На собрание могут быть приглашены психолог дошкольного учреждения, старший воспитатель, муз.руководитель, инструктор по физическому воспитанию.
2 Организационный этап
1 Родители воспитанников рассаживаются, столы расставлены по кругу
2 На столах разложены чистые листы бумаги, цветные и простые карандаши, ручки, жетоны.
3 Вступительная часть
Воспитатель – ведущий собрания сообщает родителям тему, цель родительского собрания и задачи , которые призвано оно решить; представляет гостей , присутствующих на собрании; сообщает план проведения род.собрания и роль каждого из присутствующих в определённые этапы собрания.
Воспитатель: Традиционное приветствие мы проведём с обязатеньным использование фразы: «Здравствуйте …» . Участники приветствуют друг друга.
4 Этап педагогического всеобуча
Воспитатель: По мнению Л.Н Толстого , в течении первых трёх лет жизни человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь.Огромные изменения происходят в течении всего дошкольного возраста, но 6-7 годам он становится совершенно другим человеком. Шестилетний ребёнок может отказаться от не заслуженной награды. Пожертвовать развлечением , чтобы помочь маме. За эти годы дошкольного возраста в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне менее выразительны, чем появление ходьбы и речи. Уже с первых дней своей жизни ребёнок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ребёнку необходимо освоить и запомнить много информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом.
Если родители хотят, чтобы дети хорошо выполнили кокое-либо действие, выполненное до этого не верно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. Если дети будут многократно проделывать одно и тоже действие, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления – у ребёнка вырабатывается привычка.
Исследования показывают , что на развитие ребёнка влияют:
- 15% наследственности
- 57% родители
- 25% окружающая среда
- 3% образовательное учреждение
Основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно проходить многократное повторение одного и того же действия, до тех пор пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом ,можно увидеть, соответствуют ли требования , предъявляемые к ребёнку , его способностям, и подходит ли ваш приём к природным данным ребёнка.
Кому если не родителям известны все тонкости характера ребёнка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала природа ребёнку, а также и предупредить те недостатки , к каторым есть предрасположенность. А что может ребёнок и что хочет, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создаётся взрослыми. Такую обстановку лучше создавать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.
- возможен ли совместный отдых родителей и детей?
- нужен ли такой отдых?
- в чём необходимость такого отдыха?
Каждый из вас по разному может ответить на эти вопросы.
5 Этап проведения теста «Я и мой ребёнок»
Родителям предлагается выполнить задания теста «Я и мой ребёнок» (приложение Б)
Воспитатель . Сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми. Роль родителей в воспитании ребёнка невозможно переоценить. Вы главнее проективщики, конструкторы и строители детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания.
6 Анализ результатов теста «Рисунок семьи»
Воспитатель . Выявив наличие умения правильно воспитывать ребёнка , попробуем узнать , как ребёнок относиться к вам – своим родителям.
Родителям в общих чертах предоставляется интерпретация теста «Рисунок семьи»(приложение В)
В ходе ознакомления с результатами теста может быть выявлено:
- дружна ли семья
- все ли члены семьи являются обязательными для ребёнка
- к кому из членов семьи ребёнок испытывает негативное отношение
- заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребёнка
Интерпретацию теста в общих чертах может выполнить психолог дошкольного учреждения. Рисуночные тесты выдают родителям, даются краткие характеристики элементов детского рисунка в соотнесении их с реальной обстановкой в семье.
7 Рисование родителями своего ребёнка
Родителям предлагается изобразить своего ребёнка на листе бумаги. Рисунки родителей дополняют выставку , подготовленную к родительскому собранию воспитанниками группы.
8 Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей с детьми»
Перед началом обсуждения предлагается просмотреть или прослушать записи, сделанные в период подготовки к родительскому собранию (опрос на тему «Моя семья»)
Прослушав высказывания детей , воспитателю уместно обратить внимание на связь между дружной семьёй , заинтересованностью семьи достижениями ребёнка и реальными успехами ребёнка в дет.саду, в общении со сверстниками , воспитателями, родителями.
Воспитатель. Как отдыхает семья каждого из вас ? Чем занимаетесь, собравшись вместе? (высказывания родителей)
Ести такие моменты в вашей жизни возникают редко и по этому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:
1 совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
2 совместная творческая деятельность: ребёнок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику и тд.
3 совместная трудовая деятельность: уборка квартиры, посадка и уход за комнатными растениями .
4 совместная спортивная деятельность: посещение тренажёрного зала, лыжные семейные прогулки
5 совместные подвижные , сюжетно-ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации о личности ребёнка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребёнка. В игре можно увидеть, как ребёнок от начала до конца игры последовательно идёт к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей.
Совместная деятельность родителей и детей может осуществляться с помощью игры- труда, подвижных игр – состязаний, игр – театрализаций, которые позволяют увидеть возможности ребёнка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачей. Любые замечания нужно строить в форме совета, начиная его с похвалы. Главная задача взрослых – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что то интересное.
Если же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить:
- наказание не должно быть постоянной практикой – это незамедлительная реакция на не допустимый поступок
- нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом тот же самый поступок не заметить
- наказание должно быть коротким
- нельзя в качестве наказания не разговаривать с ребёнком
- ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребёнка
« Ребёнок- это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда»
9 Обсуждение темы «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
На столе перед собравшимися – шесть коробочек с надписями:
- интеллектуальная деятельность
- творческая деятельность
- трудовая деятельность
- спортивная деятельность
- игровая деятельность
- другие виды
Родителям предлагается опустить жетоны. Заранее приготовленные и лежащие на столе, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха.
Затем подсчитываются жетоны и выявляются наиболее популярный вид совместной деятельности. Предлагается провести в группе наиболее популярный вид , так же наименее популярный деятельности.
10 подведение итогов родительского собрания
Воспитатель. Уважаемые родители ! вот и подошло к концу наше родительское собрание. В течении собрания вы получили информацию не только о своих детях , но и о себе; рассмотрели систему отношений «родители – дети».
Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: о какой системе отношений в нашем ДОУ вы хотели бы получить информацию на следующем род.собрании:
- воспитатель –ребёнок
- воспитатель – воспитатель
- воспитатель – администрация
- родители – дети
- воспитатели – родители
- ребёнок – ребёнок
- администрация – дети ?
Примерный вариант решения род.собрания
1 В результате опроса родителей группы выявлено, что наиболее популярной формой совместного отдыха родителей и детей является - ….. , наименее популярной - ….
2 Поэтому в группе нужно провести мероприятия с использованием указанных форм организации совместного отдыха родителей и детей:
- популярной формой- …
- непопулярной формой - …
3 Следующее род.собрание целесообразно провести по теме, раскрывающей систему отношений « « - « «.
4 Ответственным за проведение совместных групповых мероприятий назначить … .
Приложение А . Опрос «Моя семья»
Вопросы для детей:
1 Наша семья состоит из …. (человек)
2 Она (какая) - … (дружная, весёлая, хорошая)
3 Обычно вечером я … ( сижу один дома, читаю книгу с мамой и тд)
4 В выходные дни моя семья … (отдыхаем за городом, ссорится и ругаются друг с другом и тд)
5 Моя мама …. ( старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам на долго, готовит и тд)
6 Мой папа … (помогает маме, лежит и никогда ничего не делает )
7 Я хочу, чтобы …. ( никто в нашей семье не ссорились, не оставляли меня одного дома)
Приложение Б. Тест для родителей «Я и мой ребёнок»
Родителям предлагаются 12 вопросов и несколько вариантов ответов.
Затем, предлагается подсчитать баллы и выявить результат.
Приложение В Тест « Рисунок семьи»
«Рисунок семьи» - методика, которая направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье. Ребёнка просят нарисовать свою семью. После рисовании состоится беседа по определённым вопросам по содержанию рисунка. Отечественные психологи часто пользуются схемами , предложенными В.К Лосевой и Г.Т.Хоментаускасом.
Г.Т.Хоментаускас предлагает анализировать рисунок семьи по трём уровням.
1. интерпретируется обобщённая структура рисунка.
2. интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.
3. анализ процесса рисования.
В.К.Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, на подписи, которые делает ребёнок рядом с персонажами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль совместного отдыха детей и родителей
Новогодние праздники - это хорошее время для отдыха и развлечений. Важно провести это время с пользой для себя и своих детей. Накануне праздников мы оформили в своей группе папку-передвижку с нескольк...
Родительское собрание "Роль совместного отдыха детей и родителей"
Роль совместного отдыха детей и родителей...
Родительское собрание на тему "Роль совместного отдыха детей и родителей"
Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха....
Родительское собрание "Роль совместного отдыха детей и родителей"
презентация для родительского собрания...
Консультация для родителей :"Роль совместного отдыха детей и родителей"
Консультационная методическая разработка о пользе совместного отдыха в семье...
Консультация для родителей :"Роль совместного отдыха детей и родителей"
РОЛЬ СОВМЕСТНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. Одна из семейных ценностей – хороший совместный отдых. Общие развлечения, игры, экскурсии покажут Вам др...
Консультация для родителей "Роль совместного отдыха детей и родителей"
В наше время, когда у ребенка есть много гаджетов, он занят игрой. На улицу перестали выходить, игры во дворе уже в прошлом. Цель педагога донести до родителей необходимость совместного отдыха, игр на...