Развитие фонематического слуха и восприятия
консультация (старшая группа) на тему

В настоящее время выявляется значительное количество детей, у которых имеются нарушения речи, вызванные различными причинами. Одним из важных элементов развития речи является формирование фонематических процессов, которое чаще имеет нарушение  у детей логопатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fon.sluha_.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда для родителей

Развитие фонематического слуха и восприятия

        

В настоящее время выявляется значительное количество детей, у которых имеются нарушения речи, вызванные различными причинами. Одним из важных элементов развития речи является формирование фонематических процессов, которое чаще имеет нарушение  у детей логопатов.

        Специальные игры предполагают следующую последовательность развития фонематического слуха и восприятия:

  1. Игры для развития слухового внимания (умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам).

Используются дудочки, колокольчики, бубны, разные звучащие предметы; различные шумы (шуршание бумаги, шум воды и т.д.).

Игра «Солнце и дождик». Цель: учить детей выполнять действия согласно звучания бубна. «Солнце» - бубен звенит, дети гуляют. «Дождик» - бубен стучит, дети прячутся.

Игра «Угадай, на чем играю». Цель: учить определять предмет на слух по его звучанию. Взрослый играет на музыкальных инструментах за ширмой.  

 Игра «Угадай, что делают». Цель: учить определять действия по звуку. Взрослый за ширмой производит действия: рвет бумагу, переливает воду, перелистывает книгу и т.д.

  1. Игры для развития речевого слуха.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд». Цель: учить детей правильно определять силу голоса. Взрослый произносит громким, средним и тихим голосом «у-у-у-у», а дети показывают соответствующую картинку (поезд близко, отошел от станции, далеко).

Игра «Угадай, кто сказал». Цель: учить на слух различать низкий, средний и высокий голос. Взрослый произносит фразы из сказки, а дети указывают на соответствующее изображение медведя (медведь, медведица, медвежонок). 

Игра «Угадай как надо делать». Цель: учить на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Взрослый произносит в разном темпе (быстром, среднем, медленном) фразы: «Мелет мельница зерно», «Наши ноги ходили по дороге», а дети выполняют движения руками или ногами в соответствующем темпе.

  1. Игры для развития фонематического слуха (способность узнавать и различать звуки речи).

Игра «Узнай звук». Ребенку предлагается поднять руку, хлопнуть в ладоши, показать букву, повторить звук, если он услышит нужный звук среди ряда звуков, в слогах, словах, в предложении.

Игра «Посмотри, назови». Ребенку предлагают посмотреть вокруг себя и назвать предметы, в названии которых есть заданный звук.

  1. Игры для развития фонематического восприятия (способность анализировать воспринимаемые звуки речи).
  • выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;
  • вычленение звука в начале, середине и конце слова, определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец);
  • определение последовательности, количества и места звуков в слове по отношению к другим звукам (связывать звук с буквой).

Упражнения:

  • показать букву или поднять руку, если в слове есть соответствующий звук;
  • повторить слова с заданным звуком из ряда слов;
  • выделить из предложения слово, включающее заданный звук;
  • показать картинки, в названии которых есть заданный звук;
  • придумать слова с заданным звуком (в начале, середине или конце), можно по определенной теме: назови слова – названия одежды со звуком Ш. Дети ставят крестик или пишут букву в тетради, если услышат данный звук в ряде слов;
  • показать букву из разрезной азбуки, соответствующую первому (последнему) звуку в слове;
  • изменить первый звук в слове (тапка – шапка, чашка – кашка, лом – том) на заданный звук.

Работа по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия повышает мыслительную активность детей, воспитывает познавательную направленность на овладение звуковым составом слова, что является залогом успешного обучения будущих школьников грамотному письму и правильному чтению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование дидактических игр по развитию фонематического слуха и восприятия

Опыт работы показывает возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия у детей с ОНР. она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры ре...

Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия

В данной картотеке представлены дидактические игры, направленные на развитие фонматического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Лучше всего развивать фонематический слух у детей дошкольного возраста в игре. Игры, которые я предлагаю на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в...

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия.

Картотека игр и упражнений на развитие фонематического слуха и восприятия....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...