Адаптация детей раннего возраста в детском саду
статья (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья
«Адаптация детей раннего возраста в детском саду»
воспитатель I кв. категории Е.Г.Воробьёва
Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Проблему адаптации детей раннего возраста постоянно изучали и продолжают изучать многие педагоги, такие как Эльконин Д. Б., Заводчикова О. Г., Ватутина Н. Д., Аксарина Н. М. и многие другие.
Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается.
Заводчикова определяет ребенка в период адаптации – как живую модель стрессового состояния. Он находится в состоянии срыва динамического стереотипа (стереотип – система выработанных условных рефлексов). Стрессовое напряжение связано с изменением гормональной системы организма. Кто-то бурно плачет, кто-то становится агрессивным, а кто-то сжимается и тихо страдает.
Дети, которые первый раз приходят в детский, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с этим в нашем детском саду была разработана система, с учётом требований ФГОС, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.
Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода:
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.
В основе образовательной деятельности с детьми раннего возраста лежит использование сказок, потешек, коротких стихов, это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его, способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. На занятиях я использую музыкальное сопровождение, как терапевтическое средство успокоения. Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры, их систематическое использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.
В течении дня нахожу время, чтобы доставить детям радость, выполняя упражнения: потянулись как кошечка, позевали, поваляться как неваляшки, поползать как змейка, без помощи рук. К тому же это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Родителям предлагаю рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений проводимых в домашних условиях, советую литературу, консультирую родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.
Когда дети уже начинают привыкать, я уже использую дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.
На мой взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
1) «Собирание сокровищ».
2) «Кто в кулачке? ».
3) «Игра с кистями рук».
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
1) «Покатаемся на лошадке».
2) «Игра с куклой».
3) «Соберем игрушки».
Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а помогают в этом игры:
1) «Передай колокольчик».
2) «Зайка».
3) «Мяч в кругу».
4) «Мы топаем ногами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).
Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"
Презентация для родителей раннего возраста "Адаптация детей раннего возраста к детскому саду"...
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Гномики» Тема собрания: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»...
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...
Сценарий родительского собрания Для родителей детей первой группы раннего возраста Тема: «Адаптация детей раннего возраста к детском саду».
Сценарий родительского собрания...