Дети и развод родителей
консультация на тему
В статьях описывается как дети реагируют на развод родителей, какие изменения происходят в поведении ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_deti_reagiruyut_na_razvod.doc | 34 КБ |
izmeneniya_v_povedenii_rebenka.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ДЕТИ РЕАГИРУЮТ НА РАЗВОД
В течение первого года или года с небольшим после развода или расставания родителей, большинство детей проявляют различные признаки стресса. Злость, уныние и растерянность - основные эмоции, которые они обычно испытывают в этот период.
Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенку бывает трудно преодолеть или выразить эту злость. Он может опасаться, что если проявит эту злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать этого родителя. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым он остался, то также может быть отвергнут этим родителем. Он может опасаться интенсивности, накала своей злости, бояться, что если даже частица этой злости выплеснется наружу, это чувство может стать неуправляемым.
Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, на которого злиться не так опасно. Это обычное дело для нас всех. Вспомните случаи, когда мы изливали злость на старых друзей или родственников, будучи уверены, что они нас не покинут. Разумеется, мы, скорее всего, попридержали бы гнев и злость в отношении новых друзей или менее покладистых родственников, опасаясь, что если мы сделаем какой-то неправильный или опрометчивый шаг, они нам «помашут ручкой».
Иногда детская злость может выплеснуться на школьных друзей и учителей или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении. Это - так называемый феномен «пинка кошке», выраженный в поведении деловой женщины, вернувшейся домой с работы после разноса, полученного от своего начальника. Она не может пнуть своего начальника, так как немедленно будет уволена, и поэтому срывает злость на ближайшем, одушевленном существе - на несчастной кошке.
Печаль, подавленное состояние - практически постоянный спутник развода. Это состояние естественно при такой беде, и детям так же, как и взрослым, приходится проходить этот мучительный этап, связанный с расколом семьи.
Печаль может сочетаться с ощущением своей неадекватности и низкой самооценкой. Ребенок может думать, что он - никчемное, скверное существо и ничего не способен сделать путного.
Порой детская печаль или подавленность может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Иногда эти настроения принимают форму неистовой сверхактивности, как будто он торопится убежать от грустных мыслей.
Ребенок может стать плаксивым, плакать по поводу вещей, которые прежде его абсолютно не расстраивали. Он может снова испытывать страхи и фобии, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или приобрести новые страхи. Он может снова начать страдать энурезом. Он может потребовать дополнительного внимания к себе и воспринимать почти как нетерпимые ежедневные вынужденные разлуки, связанные с посещением школы, и т.д. Могут появиться различные физические симптомы, такие, как боли в животе, или возникнуть проблемы, связанные с усидчивостью и способностью сосредоточиваться во время занятий.
В бракоразводной круговерти и неразберихе ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами, и у них остается мало эмоциональной энергии, которой они могли бы с ним поделиться. Это очень пугает ребенка, который может предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания к себе.
Нередко он испытывает смешанные, противоречивые чувства. Он может надеяться, что уход родителя из дома положит конец внутрисемейной неурядице, и в то же время отчаянно желать, чтобы этот родитель остался. Ему трудно заглянуть в будущее и понять и принять необратимость развода. Маленьким детям непросто представить, что будет на следующей неделе, не говоря уже о следующем месяце или годе. Ребенок может растеряться и не понять, что послужило причиной развода и какими будут его новые отношения с родителями. Он может чувствовать себя как бы раздираемым надвое родителями, быть то обозленным и дерзким, то упрашивающим и умоляющим, не зная наверняка, кто же все-таки виноват, если есть виноватые вообще.
Его может мучить вопрос: как рассказать обо всем своим друзьям, учителям и другим близким людям и говорить ли кому-нибудь об этом вообще. По большому счету он, скорее всего, будет чувствовать себя ужасно беспомощным. Это, возможно, самое мучительное и ошеломляющее событие в его жизни, и он здесь абсолютно ничего не может поделать.
Предварительный просмотр:
ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА
Под внешне спокойным и покорным поведением ребенка или же за его внезапными вспышками агрессии и непослушания можно не рассмотреть симптомов его психологического неблагополучия. В последнем случае близкие ребенку люди списывают его отклоняющееся поведение на отсутствие «железной руки» отца: «Ну что же вы хотите? Ребенка некому приструнить».
Во время довольно длительного периода развода ребенок использует все доступные ему способы его предотвратить. Чаще всего – это изменение своего поведения. То есть то, что подвластно его контролю. Он может выбрать одну из тактик:
Ребенок - серая мышь. Дети стараются стать незаметными, не раздражать родителей и избегают любого обращения к родителям. Такое поведение удобно для обоих супругов, ведь ребенок проявляет высшую степень послушания.
Ребенок - герой. Такие дети скрывают свои переживания, боясь потревожить родителей, стойко перенося их эмоциональную недоступность и беря на себя их обязанности. («Мама и так устала после работы, она раздражена беспорядком, поэтому я должен навести чистоту», - думает ребенок, не понимая, что требования к чистоте являются лишь предлогом для скандала между родителями. Или: «Я буду учиться только на «отлично»).
Ребенок - больной. Болеющий ребенок – хороший повод заставить родителей продержаться вместе на чувстве вины. Грамотный психотерапевт перед назначением ребенку лечения по поводу детских неврозов обязан исследовать историю семейных отношений. Симптомы заболевания (энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), онихофагия (обкусывание ногтей), тики, трихотиломания (обгрызание волос), потеря веса и аппетита и т.п.) являются специфическими детскими симптомами депрессии, которая развивается в ответ на неблагополучную ситуацию. У детей примерно до 10 лет нет другого способа показать свое психологическое неблагополучие, и они используют только доступные им способы сообщения о нем.
Эмоционально отстраненный ребенок. Ребенок выглядит безучастным и равнодушным к происходящему. На самом деле – это его защита, говорящая о крайней степени его неблагополучия. Он уже разуверился в своих силах. Однако родители могут в целях своего успокоения воспринять как признак его благополучия.
Проблемный ребенок. Это почти то же самое, что «ребенок-больной», только его болезнь выражается в неадекватном поведении дома или в детском коллективе. Большая часть энергии родителей уходит на улаживание конфликтов, вместо того, чтоб заняться разрешением конфликта в собственной семье.
Позитивные и негативные стороны развода для матерей
У развода, как и у каждого события, есть свои позитивные и негативные стороны. В этой главе мы рассмотрим, как развод может отражаться на матерях, остающихся с ребенком.
Отрицательные последствия развода для матерей
- экономические трудности;
- дефицит времени;
- ощущение недоверия и осуждения со стороны других людей;
- сложности в дисциплинировании детей.
Положительные последствия развода для матерей
- свобода в распоряжении бюджетом, пусть и снизившемся;
- отсутствие материальных, эмоциональных и физических трат на мужа и необходимости ухода за ним;
- возможность свободно регулировать свою личную жизнь;
- больший демократизм во взаимоотношениях с детьми.
Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к разводу
- насколько ребенок был подготовлен к разводу и к возможности ухода из семьи одного из родителей;
- качество отношений родителей до развода;
- время, проведенное ребенком с ушедшим из родителей;
- состояние здоровья и возраст ребенка и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дети и развод" - консультация для родителей
ДЕТИ И РАЗВОД: как сделать, чтобы он стал не трагедией, а жизненным уроком?Трудно сказать, развод – это благо или зло. Люди разводились всегда , во все времена и , конечно , будут разводить...
Помощь детям, переживающим развод родителей. Сказкотерапия.
Именно через чтение и обсуждение сказок мы, уважаемые педагоги, можем достаточно успешно решать проблемы маленького человека и помочь ребенку пережить переломный момент в его жизни....
Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей школьного возраста "Ребенок и развод родителей"
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.Программа состоит из де...
Опыт работы с детьми, переживающими развод родителей.«Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой…»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В СТАДИИ РАЗВОДА....
Помощь детям, переживающим развод родителей. Сказкотерапия.
Материал для родителей и специалистов...
Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей....
Родительское собрание по теме: " Плохое поведение детей - следствие развода родителей"
Родительское собрание предназначено для родителей детей подготовительной группы (6 - 7 лет) находящихся в стадии развода, но не сохранивших хороших отношений. Тема собрания: " Плохое поведен...