Консультация на тему: "Чудеса на песке"
консультация по теме
Игры с песком и незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_na_peske.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Чудеса на песке»
Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок – первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Песок обладает важным свойством: пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Наиболее древней для человека является тактильная форма ощущений. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое -мокрое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. А игры с песком как нельзя лучше способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук ваших малышей. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому так важно развивать именно этот вид чувствительности. А делать это можно с помощью следующих упражнений:
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?»
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?»
Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и пр.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и др.),
- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Литература:
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон №8 (44), 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры с песком"
игры с песком....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ."Рисование на песке "
Рисование на песке снимает психоэмоциональную и психозизическое состояние детей ,развивает твотческий потенциала детей,совершенствует коммуникативные навыки,развивает совместную деятельность дет...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ."Рисование на песке "
Песок обладает уникальными свойством - заземляет негативные эмоции,которые "уходят сквозь песок",гармонизирует состояние человека....
Консультация для родителей "Изучение свойств песка в игре"
Вода и песок - самые доступные игрушки для детей. Изучая их свойства малыш знакомится с научными законами, познает мир природы....
Развлечение для детей в средней группе. Тема: тему "Чудеса весеннего леса"
Данный материал был использован на итоговом мероприятии по теме " Весна"...
Консультация для родителей "Играем с песком"
В данной работе говориться о "песочной терапии", о ее создателе и применении ее на практике....
Консультация для родителей на тему: "Чудеса тестопластики".
Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в...