Чтобы дети росли оптимистами
консультация на тему
Растить здоровое жизнерадостное поколение – одна из социальных задач нашего общества. Образ жизни современной семьи, ее материальный и культурный уровень создают широкие возможности для развития у подрастающего поколения оптимистических черт характера – доброжелательности, эмоциональной уравновешенности, душевной щедрости, уверенности с своих силах, веры в человека, стремления приносить пользу обществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_deti_rosli_optimistami.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
« Чтобы дети росли оптимистами…»
Растить здоровое жизнерадостное поколение – одна из социальных задач нашего общества. Образ жизни современной семьи, ее материальный и культурный уровень создают широкие возможности для развития у подрастающего поколения оптимистических черт характера – доброжелательности, эмоциональной уравновешенности, душевной щедрости, уверенности с своих силах, веры в человека, стремления приносить пользу обществу.
Все родители понимают, что счастливое детство и радость – понятия неразделимые, что жизнь ребенка нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Именно она создает здоровый душевный настрой, жизнеутверждающее мироощущение растущего человека. Недаром советский педагог Е.А.Аркин, видя в положительных эмоциях источник психического здоровья, говорил: «На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей».
Понятие детской радости нельзя связывать с закармливанием ребенка различными материальными удовольствиями, задариванием его, потаканием тем или другим прихотям. Напротив, в тех семьях, где жизнь ребенка превращена в сплошной праздник, он постепенно теряет способность радоваться, ибо любое преподношение или уступка – для него не что иное, как очередное будничное явление. Родители, которых я имею в виду, вопреки своим намерениям притупляют у ребенка способность находить радости в малом, отнимают радости будущего: ведь у него уже все было!
Человека, впервые открывающего мир, должны радовать новизна окружающего; природа с ее постоянными изменениями; общение с самыми близкими для него людьми – папой, мамой, бабушкой, дедушкой; игры со сверстниками; ожидание завтрашнего дня, который, в представлении ребенка, будет интереснее сегодняшнего; ежедневные пусть маленькие, но открытия; преодоление посильных трудностей; и масса мелочей, наполняющих быт ребенка, - потешка, забавная игрушка, веселая книжка, картинка, шутка, юмор, смех – непременные спутники детства; и масса нюансов, не поддающихся учету, но влияющих на эмоциональное состояние малыша.
В семье, где все приветливы, часто слышится смех, не бывает ссор, интонации разговора доброжелательные, ребята растут жизнерадостными и спокойными.
Совсем иной тонус у малышей, которые видят в семье угрюмые лица взрослых, невольно становятся свидетелями семейных неурядиц. Нельзя забывать о том, что настроение родителей передается детям.
Известно, что дети по своей природе очень эмоциональны. Потому-то они ищут эмоциональный контакт с окружающими. Умение посмеяться с детьми, пошутить, сделать замечание с мягким юмором создает у них хорошее настроение.
Нельзя забывать, что стиль эмоционального общения, приобретенный ребенком в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь. Трудно, например, рассчитывать, чтобы ребенок, вечно ноющий и недовольный, позже стал вдруг жизнерадостным, здраво реагирующим на комическое в жизни.
Чувство юмора играет решающую роль в развитии оптимизма, жизнерадостности. Первые проявления этого чувства надо всячески поддерживать и развивать. Дети, понимающие юмор, шутку более доброжелательны, уравновешанны, общительны. Не зря так высоко ценил юмор К.И. Чуковский, указывая, что чрезвычайно важно «воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».
Однако нельзя допускать, чтобы ребенок постоянно находился в состоянии безудержного, бессмысленного веселья. Здесь важно чувство меры, недопустимо, чтобы шутка превращалась в пустое зубоскальство, ирония – в сарказм, юмор – в оскорбительное высмеивание.
Присмотритесь, над чем смеется ваш ребенок. Каков этот смех, добрый, с юмором, выражающий нравственные качества или бездумный, ставший дурной привычкой смеяться по любому поводу, даже над чьей-то бедой, оплошностью, незнанием, неумением? Подобные проявления должны настораживать, ведь с этого, казалось бы, безобидного неумения различать, что смешно, а что достойно сочувствия, берут свое начало черствость, душевная глухота к переживанию окружающих людей. Остановите сына или дочь, сказав: «Это не смешно» - и объясните почему: «Человеку, потерпевшему неудачу, сочувствуют, помогают. Смеяться над ним плохо, жестоко». Надо попытаться поставить ребенка на место того, над кем он смеялся, например, сказав: «А если бы с тобой так случилось, а твой товарищ стал над тобой смеяться, тебе было бы приятно?»
Детей радует и восхищает все красивое. Все то, что необычно, ярко, динамично привлекает их внимание, вызывает эмоциональную отзывчивость. Приобщайте ребенка к прекрасному, а оно всегда вокруг нас. Оглянитесь вокруг: это и природа, и архитектурные ансамбли родного города, и исторические памятники, песня и музыка, звучащие в доме, сказка и книга, передачи по телевидению, специально предназначенные детям… Важно только умело отбирать из всего этого многообразия то, что доступно пониманию ребенка.
Уже первая встреча со сказкой вызывает у малыша веру в то, что добро всегда побеждает зло, справедливость торжествует, а человеческие пороки – жадность, глупость, зазнайство, хвастовство, лживость, лицемерие – высмеиваются. Даже это малое помогает развитию в ребенке оптимистического мироощущения, утверждению веры в гуманные основы жизни.
Встречи с прекрасным важны еще и потому, что эстетические и этические начала тесно связаны. А для дошкольника понятия красоты и добра неразрывны. Недаром дети говорят: «Мама и папа самые красивые», «Поступил красиво – пожалел малыша», «Моя подружка Лена красивая: она добрая, не жадная». В этих оценках выражено отношение к людям и их поступкам.
Вот почему, приобщая ребенка к красоте и развивая тем самым эстетическую отзывчивость, мы одновременно влияем на его нравственные чувства. Не зря В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты.
Учите детей добывать радость. «…Если ребенок только «потребляет» радости, не добывая их трудом, напряжением духовных сил, его сердце может стать холодным, черствым, равнодушным», - говорил В.А.Сухомлинский.
Добывание радости… Как это понимать?
Приложил усилия, потрудился – получил от этого удовольствие; преодолел трудность – добился желаемого результата и потому удовлетворен; постарался, проявил усердие, терпение – и заслужил поощрение… Кто из детей не испытывает при этом эмоционального подъема!
Родители, по-настоящему заботящиеся о завтрашнем дне своего ребенка, стараются как можно раньше пробудить в нем чувство радости от трудовых усилий. Ведь они растят будущего труженика, которому предстоит работать, принося пользу людям, обществу. Без этого человек не может быть счастливым. Знакомство ребенка с трудом отца и матери, отдельные трудовые поручения и закрепленные обязанности по дому, посильное участие в общественно полезном труде, наблюдения за трудовой жизнью страны – все это источники нравственного осмысления растущим человеком очень важных понятий: труд приносит пользу, красоту, материальное благополучие и, следовательно, он радует; человек красив делами, уважают и почитают тех, кто трудится, это о них пишут в газетах, рассказывают по телевидению. Пусть человек труда вызывает в наших детях чувство восхищения, желание следовать их примеру.
Учите ребят умению доставлять радость другим. Например, порадовать папу и маму примерным поведением, добрым поступком.
Наша задача направить ребенка на добывание активной радости, выражающейся в действии и приносящей растущему человеку удовольствие от того, что, например, помог сверстнику, поделился чем-то с другим, успокоил плачущего малыша, научил чему-то младшего брата, участливо отнесся к неудаче товарища… С этих, казалось бы, совсем маленьких проявлений внимания начинается формирование у детей умения разделять чужие радости.
Немаловажное значение в создании эмоционального подъема имеет ожидание радости. Оно и в предстоящих интересных делах, и в завтрашнем дне, который таит в себе прелесть новизны, и в подготовке семейных торжеств, и в уверенности ребенка в том, то все обещанное папой и мамой сбудется… Недаром А.С.Макаренко говорил: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы». Эмоциональная приподнятость ожидания праздника поддерживается массой впечатлений, связанных с торжественной датой.
Радость ребенка должна быть осмысленной. Тогда она обретает воспитательную ценность. Растущий человек должен знать, чему он радуется, в честь чего общенародное ликование, какое событие отмечает народ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"
Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...
Консультация для родителей "Чтобы наши дети росли здоровыми"
Консультация для родителей "Чтобы наши дети росли здоровыми": рекомендации по закаливанию детей, дыхательная гимнастика....
Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...
Чтобы дети росли здоровыми
Консультация для родителей...
"Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили" Памятка для воспитателей
Данная памятка разработана по книге А.Фабер и Э. Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"...
Консультация для родителей «Чтобы наши дети росли здоровыми»
Консультация для родителей «Чтобы наши дети росли здоровыми»....
"Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"
Никогда не начинайте расспрашивать детей, что и как было (кроме одного вопроса, все ли в порядке), они сами рассказывают гораздо больше, если не спрашиваешь. Начать разговор можно с отвлеченной темы....