О том, как учить читать детей!
статья на тему

Владимирова Светлана Геннадьевна

В статье обощен опыт автора по обучению чтению детей дошкольного возраста, в том числе, с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_chitat_detey.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как учить читать детей?

Обучение чтению дошкольников – социальный заказ родителей и школы.

Какую методику выбрать для обучения детей чтению?

Существует много авторов и методик по обучению чтению детей дошкольного возраста: Глеба Домана, Д. Б. Эльконина, Н. А. Зайцева, Н. С. Жуковой, Е. Косиновой и многих других. Все методики имеют свои достоинства и недостатки. В этой статье обобщен опыт автора по обучению чтению детей дошкольного возраста, в том числе, имеющих нарушения в развитии.

С какого возраста следует учить детей читать?

Можно учить читать и трехлетнего ребенка, если он проявляет интерес к буквам и легко их запоминает, но не в ущерб игровой деятельности и формированию навыков самообслуживания. Некоторые дети отказываются учиться читать, но в пять лет интерес к чтению возникает. Это связано с тем, что в возрасте от пяти до шести лет у ребенка появляется сензитивный период для обучения чтению. Он длится всего лишь месяц и его нужно не пропустить.

Подготовительный этап.

Даже для самого маленького ребенка необходимо купить букварь, лучше логопедический. Букварь понадобится родителям для определения последовательности введения букв в чтение и для чтения его ребенком; кубики - конструктор или деревянные; деревянные буквы-вкладыши и магнитные буквы. Многие игры для обучения чтению приобретаются по мере необходимости или изготавливаются своими руками.

Этап I.  Звук и буква.

Если ребенок маленький, то знакомим его с буквами, как с обычными игрушками – высыпаем буквы-вкладыши из доски на стол и предлагаем каждой букве найти свой домик, при этом мама называет каждую букву. Это занятие хорошо развивает зрительное восприятие и пространственное мышление у детей до пяти лет, а также позволяет вызвать интерес у малыша к буквам и запомнить их названия. Магнитные буквы крепятся на холодильник, а вырезанные из бумаги прячутся в самых неожиданных местах.

Называем буквы упрощенно, так, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П». Усвоить алфавит детям предстоит только в первом классе.

Развиваем ребенку фонематический слух. Просим «ловить звук ладошками», выделяя его среди других звуков, за тем в слогах, за тем в слове.

Если ребенок не выделяет звук в цепочке звуков, к выделению звука в слоге не переходим.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э], но 10 гласных букв: а, о, у, и, ы, э, я, ё, ю, е. Ребенка до 6 лет мы учим читать буквы е, я, ё, ю в слоге и в слове, фонематический анализ не проводим. 

Даже если ребенок не может «поймать звук» в цепочке звуков, в игровой форме знакомим его с буквами.

 Например: бабочка (самолетик, котик и т. д.) ищет свою букву на цветке (аэродроме, тарелке).  

Так же обязательно играем в игры для запоминания букв и выделения первого звука по типу: «Подбери картинку к букве».

Мы вводим буквы по одной в неделю, примерно в такой последовательности: «а», «у», «и», «о», «м», «ы», «н», «д», «т», далее, как в букваре. Заучить названия всех букв сразу имеет смысл детям с определенными нарушениями в развитии.

Если мы замечаем, что ребенок плохо запоминает буквы, понадобятся специальные игры и упражнения, которые должны многократно повторяться. Это игры, типа: «Буква спряталась», «Зашумленная буква» «Дорисуй букву». Хорошо помогает запомнить букву выкладывание ее по контуру фасолью, кэпсами, пуговицами и другим материалом.

Этап II.  Читаем слоги.

Как только ввели два звука, начинаем читать и составлять звукокомплексы из двух-трех букв: «Одна буква едет к другой на тележке», «Буквы появляются по очереди из-под стола», складываем звукокомплексы из кубиков под диктовку, печатаем их. Пользуемся букварем, который подскажет Вам звукококомплексы.

Как только мы видим, что звукокомплексу можно придать смысл (ау, уа, му, ум) – пишем звкокомплекс на карточке, подбираем к нему картинку и просим ребенка прочитать то, что написано, и найти того, кто это произнес.

Мы стремимся научить ребенка запомнить слоги механически, но вместе с тем, ждем, когда ребенок осмыслит, как это соединить два звука в слог.

Для этого дети читают слоги, написанные столбиками в букваре, соединяют слоги с картинкой. На этом этапе актуальны игры «Конфетки», «Бабочки», «Найди картинку по слогу», «Окошки» и др.

В обучении используем прием «Эхо». В начале обучения ребенок повторяет буквы и слоги за взрослым, в дальнейшем взрослый повторяет буквы, слоги, слова и предложения за ребенком, помогая ему осмыслить прочитанное.

Логопеды рекомендуют не читать букву, если ребенок не произносит звук, который она обозначает, чтобы не формировать неправильное произношение звука. Но у детей с речевыми нарушениями некоторые звуки могут быть поставлены логопедом только к семи годам. Если ребенок не произносит какой-то звук, мы знакомим ребенка с буквой, слоги читаем сами, а ребенка просим найти тот слог, который прочитали. Избегайте написания слов, в названии которых есть звуки, которые ребенок не произносит. Встречая этот звук в букваре, ребенок произносит его, как может.

Залог успеха: постоянное повторение слогов. Ребенок запоминает, как читаются две буквы вместе.

Этап III. Читаем слова.

Читаем слова из тех букв, которые уже изучили.

Детям нравятся игры с силуэтами. Силуэт предмета вырезается из белой бумаги. На обратной стороне пишется слово целиком или с пропущенной буквой. Ребенок читает слово, вставляет букву, а потом раскрашивает силуэт. Игра развивает воображение и зрительное восприятие.

Закрепляем умение читать слоги в слове.  

Вариант игры: взрослый пишет слово на самоклеящемся стикере. Ребенок читает слово и приклеивает стикер со словом к предмету в доме. Вариант игры: «Беспорядок в доме».

Читаем осмысленно – к слову подбираем картинки.

На этом этапе понадобится много картинок. Это могут быть наклейки. Картинки можно скачать из интернета, вырезать из журналов или взять из старых лото. Одна из игр: «Домино».  (На одной половинке картинка, на другой слово. Ребенок соединяет картинку со словом, выстраивая цепочку.).

Этап IV. Читаем словосочетания и предложения.

Читаем букварь, книги, играем с предложениями.
Читаем осмысленно.
  Задаем вопросы по прочитанному предложению.

Схема работы с новой буквой:

1) Знакомимся с буквой, учимся узнавать ее.

2) Читаем слоги, соединяя новую согласную букву со всеми изученными ранее гласными буквами. Стараемся заучить слоги наизусть.

3) Читаем слова из изученных ранее букв. Помогаем детям читать, разделяя слова на слоги (Смотри букварь).

4) После пяти лет: читаем словосочетания, читаем предложения.

Залог успеха:

- Учимся читать играя.

- Заучиваем слоги.

- Играем не только со слогами, но и с буквами:

- Складываем слова и слоги из букв;

- Вставляем пропущенную букву в слово;

- Списываем слова.

- Развиваем фонематический слух и готовим детей к правописанию:

  • Маленьких детей мы учим находить картинку по слову и называть ее.
  • Детей старше 4лет мы знакомим с тем, что звук и буква — это разные понятия.  Вводим понятия гласный и согласный звук. Учим определять местоположение звука в слове, первый и последний звук в слове.
  • Детей старше 5 лет мы знакомим с тем, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.
  • Детей старше 6 лет мы знакомим с тем, что:

1) Слоги бывают ударные и безударные.

2) Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.
  • Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и: соловьи — соловь[йи].

3) Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Автор: Владимирова Светлана Геннадьевна. Учитель-дефектолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить или не учить читать ребенка-дошкольника?

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы...

Учим читать детей вместе.

Памятка для родителей....

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...

"Когда ребенок готов читать? Не пора ли учиться читать?"

Многих родителей интересует вопрос "Когда ребена надо начинать учить чтению?" Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы....

Нужно ли учить читать детей 5 - 6 лет.

Как развить в ребёнке желание читать....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...

Учить или не учить читать ребёнка до школы?

Разговор особый о необходимости обучения чтению детей до школы....