"Основные положения сотрудничества ДОУ с семьей"
статья по теме

Рассматривает основные положения сотрудничества ДОУ с семьей, статья может быть использована как педагогами, так и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aaaabbbbbbbbbbbbbbbbbbbb_statya_dlya_svidetelstva_no_5.docx128.13 КБ

Предварительный просмотр:

 j0412042

Статья «Основные положения сотрудничества ДОУ с семьей»

( для родителей и педагогов)

 Рассматривает проблему: «Взаимоотношения педагогов   дошкольных образовательных учреждений и родителей» и  раскрывает «Основные положения сотрудничества ДОУ с семьей»

 Выполнила: Евдокимова Наталья Ильинична

Воспитатель: МБУ  № 26 « Сказка»

Г.о. Тольятти

Проблема взаимоотношений между семьей и  дошкольным учреждением существует - это неоспоримый факт. По сложившейся традиции родители считают, что именно детский сад обязан воспитывать ребенка, а родители — обеспечивать всем необходимым для жизни. Современному воспитателю очень сложно  найти те точки соприкосновения, которые помогут ему и родителям достичь взаимопонимания в вопросах воспитания. Несомненно, одно, наличие тесных связей между семьей и дошкольным учреждением — залог успешного воспитательного процесса. При хорошо организованном  сотрудничестве они становятся  партнерами, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи. Сегодня в образовательном процессе на первое место вышла разработка стандартов, в том числе стандартов воспитания. Общество ставит перед  дошкольным учреждением задачи, которые без помощи и поддержки родителей, их личной заинтересованности, наличие у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата. Таким образом, возникает необходимость по созданию вокруг детей общего педагогического «поля» для решения вопросов воспитания. Установление взаимоотношений  в форме сотрудничества  способствует развитию каждого из участников педагогического процесса, находит условия для  их собственного профессионального и личностного развития. В словаре Ожегова С.И. « сотрудничать» означает – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

В « Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: « Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей». Дошкольник – не эстафета, которую передают семья в руки педагогов. Важным условием преемственности является  установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом. В ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Насколько эффективно ребенок будет овладевать навыками взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Организовывать собственную деятельность зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ля возможно.

На определенном отрезке « дороге дошкольного детства» ребенок поступает в дошкольное учреждение. Это событие влечет за собой значительные изменения в его жизни, теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность. Чем его семья, но малышу не страшно, потому, что рядом с ним его родители, крепко держа их за руки, он доверчиво протягивает свою руку воспитателю. С этого момента идти малышу по дороге своего детства становиться и легче, и труднее. Легче. Если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, что будет способствовать развитию его основных  способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечит подготовку к школе. Труднее идти по дороге дошкольного детства потому. Что именно в детском саду возникают первые сложности. Связанные, именно с развитием ребенка, его поведением. И если воспитатели обратят на это внимание. А родители не примут участия в их разрешении, то в школе их ждут не самые лучшие последствия. Если родители не будут поддерживать действия воспитателей или будут противоречить им. То многие усилия педагогов окажутся напрасными. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали ребенку и помогали ему добиться нужного результата. Ведь именно родители. А не воспитатели будут рядом с ребенком на протяжении всего периода его детства. Ни одна самая лучшая программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Если в дошкольном учреждении  не создано сообщество « ДЕТИ-РОДИТЕЛИ - ПЕДАГОГИ»

Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком. Так и с педагогами. Общение с педагогами не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять свою точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.

Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем в школе поможет им:

  1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка
  2. Относится к своему ребенку как к равному себе и понимать. Что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту и развитию.
  3. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их, а это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки
  4. Проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
  5. Понимать, что путем одностороннего взаимодействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо, чтобы он сам захотел принять участие в работе, а для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделяя радости и горести.

Общеизвестно, что в мире нет двух одинаковых детей. У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни, свой маленький, но жизненный путь, наложивший печать на его развитие, свои сильные и слабые стороны. Поэтому не могут быть созданы универсальные советы и рекомендации на все случаи жизни.

В соответствии с законом «Об образовании», «типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры, созданию единого образовательного пространства. Для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей...

 Сотрудничество   педагогов семьей строится на основных положениях:

  1. ЕДИНСТВО. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение  усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки  и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД к каждому ребенку и каждой семье. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Осознание родителями своей воспитательной роли в семье. Своего опыта взаимоотношений с ребенком. По мере осмысления своих  взаимоотношений с ребенком у родителей происходят позитивные личностные изменения, которые предполагают изменения в детско-родительских взаимоотношениях.
  3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ( в соответствии с конкретным планом) в течение всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.
  4. ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ И ВЗАИМОПОМОЩЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей. Поскольку уровень их профессионального мастерства определяет. Будут ли мамы и папы относиться с доверием к их рекомендациям. Любовь и уважение родителей,  готовность следовать совету  воспитатель заслуживает. Прежде всего. Добросовестной работой. Чутким отношением к своим воспитанникам.

Вдумчивый и серьезный педагог, чутко откликается на нужды и потребности детей,  всегда найдет путь к сближению с родителями установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых целей в воспитании ребенка. Педагогу следует воспитывать в детях уважение к родителям, учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы. Чтобы добиться полного сотрудничества и единства в воспитании и развитии, педагог должен внимательно относиться к предложениям и советам родителей, доброжелательно и объективно воспринимать критику и замечания в свой адрес.

Таким образом, семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей, их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их  взаимодействие. Привлечь родителей к сотрудничеству можно только через внимательное отношение к их нуждам и потребностям. Сотрудничество педагогов   дошкольных образовательных учреждений и родителей взаимовыгодно и жизненно необходимо.

Список использованных источников:

  1. Воспитателю о работе с семьей. В. Загик. М.: « Просвещение». 1989.-192с.
  2. Галагузова  М.А., Галагузов Ю.Н. Социальная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2001. – 416с.
  3. Ермакович В.Д. Детский сад и родители в едином понимании.- Тольятти: « АВТОВАЗ» 2001.-80с.
  4. Журнал « Дошкольное воспитание» - Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. 2004 № 1 с.60-69.
  5. Журнал « Дошкольное воспитание» - Белоногова Г. Педагогические знания родителям. 2003 № 6 с.82-94.
  6. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей.  М. ТЦ Сфера, 2004.-112с.
  7. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения: М.: Айрис – пресс, 2004.-64с.

39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Основные положения по формированию речи в дошкольном возрасте.

В сталье представлены основны еположения формировыния у детей дошкольного возраста....

Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО

В презентации отражены основные положения деятельностного подхода, его положения во ФГОС ДО....

Консультация для родителей об основных положениях ФГОС

Данная консультация может быть использована воспитателями для выступления на родительском собрании, а также может быть размещена в родительском уголке, в рамках работы по повышению педагогической комп...

Консультация для родителей: Основные положения ФГОС ДО

В консультации представлены основные положения ФГОС ДО, которые необхолимо знать родителям воспитанников....

Основные положение организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет

Основные положение организации предшкольной подготовки  детей  5-7 лет (самообразование)...

Тема: «Обеспечение качества образовательно-оздоровительной работы как основной приоритет сотрудничества дошкольной организации и семьи».

Повестка:Об изменениях в законодательстве РФ в области дошкольного образования :•Новый Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации;•ФГОС дошкольного образо...