Как правильно подготовить первоклассника к школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Воробьева Фарида Зиннуровна

Рекомендации для родителей первоклассников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iyul_vorobeva.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно подготовить первоклассника к школе

Многие родители совершают довольно типичные ошибки.

1. Розовые замки, черные облака

Разговаривая с ребенком о предстоящих в его жизни изменениях, многие мамы и папы впадают  в крайности. Либо рисую школьную жизнь как сплошной праздник, удовольствие, получение пятерок. Либо пугают строгой учительницей, которая «наконец, приучит тебя к порядку», возможными конфликтами с детьми, трудными заданиями и т.д.  И то, и другое – ошибка. Ребенка надо спокойно настроить на то, что это новый этап в его жизни, его «работа», как у взрослого, что появятся новые обязанности, друзья, интересные дела и т.д.

2. Успеет еще наработаться

Перед началом учебного года многие мамы «напоследок» стремятся побаловать свое чадо – разрешают подольше поспать, послаще поесть, водят на разные развлечения. Ведь с началом учебного года «узнаешь, почем фунт лиха», «будешь сидеть, заниматься» и т.п. Это ошибка как раз  за оставшиеся дни нужно подстроить режим дня к предстоящим нагрузкам: приблизить время подъема  к началу уроков, более четко соблюдать час завтрака и обеда, уменьшить время, проводимое у телевизора. Но все это нужно делать постепенно, не рывком. Детям гораздо легче адаптироваться к школе, если приучены к распорядку дома.

3. Мой ребенок особенный

Нет родителей, которые не считали бы своего ребенка  самым-самым… На самом деле каждый ребенок особенный. Но в классе их будет 20-25, и каждый будет ждать внимания учителя. Но в первые учебные дни педагог просто не в состоянии уделить персональное внимание каждому, хотя и старается.  Стоит заранее поговорить с ребенком о том, что в классе  будет много детей, учитель не всегда будет подходить к каждому. Но все что он станет говорить, все задания, которые он будет давать, - они и для  тебя тоже. Даже если учительница в этот момент не смотрит на тебя.

4. Эта девочка плохая, этот мальчик злой.

У детсадовских детей, как правило, не возникает  проблем с общением.  Но дети нередко в первые дни тушуются в классе, не знают, как познакомиться, как обратиться с вопросом. А если такого ребенка толкнут, заденут, даже нечаянно, он обижается, плачет, жалуется маме. Стоит объяснить ребенку заранее, что в классе все дети будут разные – веселые и грустные, озорные и спокойные. Ну, вот как у нас во дворе. Но не стоит на них обижаться, называть их плохими, злыми, нужно просто привыкнуть к новой компании. И ты обязательно с кем-то подружишься.

5. Можно мне выйти?

Многие школьные проблемы у малышей возникают просто оттого, что они не знают простейших формул общения. Забыл дома ручку – но не знает, как сказать, что ему нечем писать. Хочет в туалет – не знает, как попроситься и т.д. Чтобы вооружить своего малыша нужными формулами, поиграйте с ним в школу. Сначала он будет учителем, а вы учеником, потом – наоборот. Объясните ему на своем примере, что делает учитель, что надо сделать, если хочешь спросить его о чем-то, как вести себя, если чего-то не понял… Убедитесь, что ребенок запомнил словесные формулы, умеет правильно поднять руку, встать при появлении учителя и т.д.

Советы и рекомендации для родителей:

Рекомендуется обратить внимание на следующие моменты во взаимоотношениях «ребенок-мама-учитель»:

1. Педагог – ваш союзник, а не соперник. Очень часто родительская ревность к первой учительнице, которая на время становится доминантой в сознании ребенка, осложняет процесс обучения. Семья должна способствовать тому, чтобы на этом этапе именно учитель стал главной авторитетной фигурой для ребенка, иначе это вакантное место могут занять «старшие» друзья во дворе или в школе.

2. Заранее подготовьте ребенка к общению с новым для него взрослым. Рассказывайте позитивные истории из школьной жизни членов вашей семьи о том, как много интересных и полезных знаний дал вам педагог, как интересно было с ним общаться. Сразу объясните, зачем люди учатся в школе: полученные знания определят всю дальнейшую жизнь маленького человека. Играя с ребенком,  ненавязчиво включайте в разговор имя учителя и добрые слова о ее (его) характере: ваша задача создать положительный образ взрослого и объяснить, как следует вести себя с учителем.

3. Никто лучше вас не знает об особенностях характера вашего ребенка, поэтому поделитесь информацией с педагогом. Обязательно сообщите учительнице, если ваш малыш очень стеснительный или. Наоборот, слишком активный, расскажите об особенностях его поведения, манерах. Это поможет педагогу найти индивидуальный подход и быть более терпеливым. Создание благоприятной атмосферы дома – чрезвычайно важный момент для малыша, особенно в переходный период. Задача всех членов семьи – дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным взрослым.

4. Общайтесь с ребенком как можно чаще, развивайте его познавательную мотивацию и учебные интересы. Никогда не отвечайте на вопросы ребенка: «тебе в школе это лучше объяснят», «Я не знаю, мне некогда».

5. Не прерывайте занятия с ребенком на середине – это верный способ разрушить желание учиться и привить правило «сделаю потом, а когда потом – не знаю».

6. Избегайте сравнений. Очень частая ошибка родителей – сравнение детей между собой. «Вот Вася Петров знает уже все буквы алфавита, а ты – нет», - может сказать отец, поговоривший с коллегой, желая подтолкнуть собственного отпрыска к большим успехам. Такая фраза у сына не вызовет ничего, кроме отторжения, причем как по отношению к Васе, так и по отношению к собственному папе. Помните: каждая личность неповторима и достижения у каждого собственные.

7. Дома должна царить атмосфера приятия как успехов ребенка, так и неудач. Родители должны помогать малышу в преодолении трудностей, но не решать их за него -  это важный шаг в развитии самостоятельности. С первых же учебных дней следует объяснить первокласснику, что домашнее задание – зона его ответственности. Взрослые всегда готовы помочь, если возникнут трудности, но нужно начинать подготовку уроков, не дожидаясь, пока рядом сядет мама или папа.

8. Еще очень важный аспект – поведение малыша в школе. Об этом следует много и подробно говорить дома: что можно делать на переменах и как вести себя на уроке. Поиграйте с малышом в «первый урок», попытайтесь смоделировать ситуацию,  и ребенку будет легче понять, что от него ждут в школе.

9.  Пол ребенка имеет большое значение для первых месяцев в школе. Мальчики привыкают тяжелее и дольше. Похвала для мальчиков и девочек тоже бывает разная: если вы хотите поощрить дочку, то ей будет достаточно эмоциональной, бурной похвалы, а для поощрения сына понадобится нечто более материальное.

10. У вас в семье растет сорвиголова, ему или ей трудно усидеть на одном месте? Это может привести к проблемам с дисциплиной и возможному отставанию в учебе. Чтобы избежать этих трудностей, постарайтесь заранее приступить к тренировке внимания и усидчивости ребенка. Поговорите с малышом, выберите какой-нибудь вид спорта, в котором ребенок сможет реализовать свою двигательную активность. Обязательно заранее поговорите с педагогом и школьным психологом: именно от них будет зависеть успешность адаптации в первые недели обучения. Вся семья совместно с педагогами должна выработать единую систему поощрений и наказаний за плохое поведение.  Старайтесь заниматься подготовкой к школе утром: в это время малышу легче сконцентрироваться. Во время занятий четко и коротко говорите, чего вы ждете от ребенка, ставьте понятные цели и достигайте их вместе с малышом.

Рекомендации, которым необходимо следовать  на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Избегайте чрезмерных требований.  Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите даже за самый крошечный успех.

Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут  все решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить  состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у вашего ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем несложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Что еще должны учитывать родители первоклассника

- Ребенку необходим сон не менее 10 часов в сутки. Обязательно – полноценное четырехразовое питание.

  Даже если в детском саду ребенок привык к более-менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. Он может зависеть от чего угодно – от интересной передачи по телевизору, от важных игр, которые продолжаются («ну еще минуточку!») до самой поздней ночи. Завтрак порой смещается ближе к обеду, полдник предусмотрен только в том случае. Если удастся выдернуть сокровище из веселой дачной компании. Одним словом, какой уж там режим….

Вот начнется школа, тогда будет все «по правилам». Однако малышу бывает довольно сложно перестроиться с беспечного летнего режима на строгий школьный распорядок дня. Отсюда недосыпание, повышенная утомляемость: ребенка тяжело поднять утром и уложить вечером.

   Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь еще в середине августа установить четкий режим дня, максимально приближенный к «боевым условиям» школы. В этом случае детский организм заранее успеет перестроить свою работу и войти в новый ритм достаточно безболезненно.

- Необходимы физические упражнения.

- Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоционально благополучие ребенка прогулки, но не по магазинам, а на воздухе!

- Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений. Кроме утренней раздраженности они ничего не дадут.

- Не забывайте делать с ребенком упражнения для глаз – это необходимо для профилактики миопии  (близорукости). Научите ребенка перемещать взгляд вправо, влево, вверх, вниз, посмотрите с ним вдаль.

- В сентябре ослабленным детям полезно принимать витамины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно подготовить ребенка к школе.

Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, ра...

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

От того насколько малыш был подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течения адаптационного периода и последующие развитие школьника....

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Консультация для родителей...

Как правильно подготовить ребёнка к школе?

Как правильно подготовить Вашего ребёнка  к школе?Современная жизнь летит стремительно вперёд. Поэтому мы пытаемся опередить многие события.Не успеет родиться в семье малыш, как родители уже прод...

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ ХОРОШО ИГРАЮЩИЙ ДОШКОЛЬНИК БУДЕТ УСПЕШЕН В УЧЁБЕ?

Какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы его обучение проходило успешным? И что для этого надо  делать?...

Консультация для родителей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22832853","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определё...