Статья "Готовность в школе"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Анализируется работа по подготовке пяти и шестилетних детей к школе в "Центре развития летей "Лучик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole_mgpi_2014.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность к школе. С пяти лет?
О. В.Жижова
ТОГАОУ «Мичуринский лицей», педагог-психолог, факультет биологии и химии, 1984.
Одной из наиболее важных проблем в современном начальном образовании является подготовка детей к школе. Нехватка детских садов в городе понижает стартовые возможности будущих первоклассников. В связи с этим возникла необходимость для создания условий подготовки детей к школе. Дошкольники, воспитывающиеся дома плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, страдает эмоциональная сфера, они с трудом учатся подчиняться требованиям, что сказывается на психологической готовности ребенка к обучению.
На сегодняшний день существуют три компонента школьной готовности:
- физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму),
- педагогический (знания, умения, навыки – все, чему научили ребенка),
- психологический (совокупность особенностей развития и формирования).
Психологическая готовность является той базой, на которой школьный педагог будет формировать знания, умения и навыки у первоклассников, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.
Над проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению работали известные ученые: А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Г. Гетцер, А.И. Запорожец, Я. Йирасек, А. Керн, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Салмина, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др. Почти все авторы, исследующие эту проблему, уделяли особое место произвольности.
Основными показателями психологической готовности к обучению являются:
- зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.);
- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);
- наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);
- сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения с взрослыми).
В городе на базе Мичуринского лицея создан и не первый год функционирует «Центр развития ребенка «Лучик» по подготовке детей к школе. Он отличается от подобных подготовительных групп комплексным подходом, в котором для дошкольников организованы курсы по математике, логическим играм, развитию речи, окружающему миру, психологическим играм, художественному творчеству и английскому языку. Все программы созданы на основе федерального компонента государственного стандарта дошкольного общего образования и учитывают основную ведущую деятельность дошкольника - игру. Курсы ведут опытные педагоги, которые постоянно модифицируют и адаптируют действующие программы. Работники «Центра развития ребенка «Лучик» создают условия для формирования личностной готовности детей к школе, развития познавательных психических процессов, произвольности, речи, эмоционально-волевой сферы, навыков самопознания, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Педагоги подводят дошкольника к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника, формируют способности развития в новой среде, реализуют потребности дошкольника. У детей происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, в результате чего они достигают значительных успехов в своём развитии.
В « Центре развития ребенка «Лучик» работает родительский лекторий, где законные представители ребенка учатся понимать, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребенку, знания основных возрастных особенностей детей и их проблем. Встречи с психологом обогащают жизненный опыт родителей. Взрослые учатся понимать мотивы поведения дошкольника, получают адекватное представление о детских возможностях и потребностях, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком, получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поисках эффективных способов взаимодействия с детьми.
«Центр развития ребенка «Лучик» создавался для детей 6 лет одного года обучения, где дошкольники посещали курсы с октября по май два раза в неделю. В последствие, по просьбам родителей в качестве эксперимента были открыты группы и для детей 5 лет. На тот период педагоги не были готовы эмоционально работать с такими маленькими детьми… Этот эксперимент успешно перешел в опыт работы с группами пяти- и шестилеток. На сегодняшний день дошкольники 5 лет обучаются по специальным программам подготовки детей к школе в течение двух лет. Надо отметить, что такое комплексное, систематическое и продолжительное обучение детей дает положительные результаты.
Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.
За два года обучения у детей (бывших пятилеток) лучше, чем у их сверстников (шестилеток) одного года обучения, развивается любознательность и познавательная активность, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. У них ярче формируется восприимчивость к знаниям, развивается личный опыт познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.
Дети двух лет обучения раньше приобретают навык ориентации в пространстве, у них быстрее развивается мелкая моторика рук, координация движения рук и глаз. Эти дети положительно воспринимают образ школы, у них есть желание учиться, они готовы и желают принять новую социальную позицию школьника.
На примере работы с детьми, посещающих «Центр развития ребенка «Лучик» в течение двух лет, хорошо наблюдать развитие волевых качеств личности. Дошкольники управляют своим поведением, умело направляют свои усилия на решение учебных задач, становятся организованными, понимают и выполняют правила, которые предъявляются им педагогами.
Если сравнивать детей двух лет обучения с их ровесниками одного года обучения, то явно бросается в глаза их умение общаться с окружающими людьми, они доброжелательны с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умеют подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимают, что не все зависит от них. Успешно социализируются не только дошкольники, постоянно посещающие детские образовательные учреждения, но и «домашние» дети.
Современные исследования психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста.
Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются: хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др).
Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понимать и выполнять требования учителя и, следовательно, к неуспешности. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.
Все выше перечисленные показатели готовности детей к школе исследуются в «Центре развития ребенка «Лучик» и анализируются. В связи с тем, что у большинства дошкольников, уровень готовности к школе ежегодно повышался и предъявляемые для исследования методики были просты для детей, то приходилось совершенствовать и усложнять диагностический материал. С 2012-13 учебного года апробирована и используется новая методика для формирования гимназических классов. Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе Л.А. Ясюковой позволяет выяснить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой.
Табл.1. Результаты готовности детей к школе в «Центре развития ребенка «Лучик»
Учебный год | |||
2010-11 | 2011-12 | 2012-13 | |
Дети двух лет обучения | 79 % | 74 % | 56 % |
Дети одного года обучения | 64 % | 53 % | 45 % |
В таблице 1 указаны средние результаты диагностических обследований дошкольников одного и двух лет обучения на развитие психических процессов по учебным годам: памяти, восприятия, мышления, внимания, речи и других составляющих. Анализируя представленные данные за три года можно убедиться, что дети двух лет обучения имеют результаты готовности к школе по разным методикам гораздо выше своих ровесников, обучающихся один год в «Центре развития ребенка «Лучик».
Таким образом, дошкольники пяти лет, которые обучались два года в «Центре развития ребенка «Лучик» лучше подготовлены к школе, несмотря на параллельное посещение или непосещение ими детских образовательных учреждений.
Следовательно, если комплексно, систематически и продолжительно развивать детей, начиная с пяти лет, то их психологическая готовность к школьному обучению проявится в сформированности основных психических сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом и обеспечивают успешное овладение учебным материалом будущему первокласснику.
Список литературы
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.
2. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. – М.: Генезис, 2001.
5. Ясюкова Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...