Декоративное рисование в младшем дошкольном возрасте
консультация (младшая группа) на тему
В публикации раскрываются методы и приемы обучения декоративному рисованию младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 716.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Федотова И. В., воспитатель
ДОУ № 4 «Сказка»
У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться интерес к изобразительному искусству. От качества обучения и воспитания в этой возрастной группе во многом зависит успех развития изобразительного творчества ребёнка на протяжении всего дошкольного детства.
Наиболее доступными для восприятия и понимания детьми является народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать.
Использование народной игрушки в дошкольном возрасте дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.
Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Рассматривание организуется так, чтобы ребёнок смог выделить форму, цвет, элементы украшения. Рассматривая предметы народного искусства, дети учатся видеть и выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые линии. У каждого вида народного искусства свои сочетания цветов и оттенков. Обращайте внимание детей на это при рассматривании. Например, у дымковской игрушки используют такие цвета, как красный, синий, зелёный, жёлтый и др., которые ярко выделяются на белом фоне; в узоре присутствует чёрный цвет – маленькие точки, чёрточки, украшающие крупные элементы. Объясните, что красота зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.
В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления.
Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.
Чтобы занятия были эффективнее, составление узора лучше связать с украшением вещи. Так, дети украшают дорожку (полоса), скатерть, тарелку (квадрат, круг), расписывают ткань маме на платье присутствует игровая мотивация на каждом занятии).
Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.
- Изображение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д.
- Изображение точек, горошин, округлых форм:
- Изображение «листочков», «пирожков» способом примакивания.
- Рисование изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию (Например: «Украсим коврик», «Украсим платочек», «Распишем ткань кукле на юбку» и т.д.)
В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Важно научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками и фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения.
Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/17/picture-69425-1608213490.jpg)
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном р...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/09/picture-109174-1591705065.jpg)
Нетрадиционный подход к рисованию в младшем дошкольном возрасте
Обучая детей приёмам пальчикового рисования, мы развиваем мелкую моторику, воображение, фантазию. Тренируя раздельные движения пальцев, дети стимулируют отдел мозга, отвечающий за речь....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/15/picture-882698-1613373260.jpg)
Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России
Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988789-1513838051.jpg)
Декоративное рисование в младшем дошкольном возрасте
В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться интерес к изобразительному искусству. От качества обучения и воспитания в этой возрастной группе во многом зависит успех развития изобразительного ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-960591-1526232471.jpg)
Конспект занятия по рисованию для младшего дошкольного возраста. Рисование "Шапка, шарф и варежки"
Цель: развивать творческие способности детей.Задачи:• Развивать сюжетно-игровой замысел; • Закреплять знания детей по теме «Одежда»;• Вызвать интерес к рисованию р...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/14/picture-1163256-1568494387.jpg)
Декоративное рисование в старшем дошкольном возрасте.
Декоративное рисование в детском саду способствует осуществлению эстетичесого воспитания детей. В процессе занятий дети знакомятся с разнообразием народного искусства, приучаются видеть и любить это и...