Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sobranie.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
Здравствуйте, уважаемые родители. Очень приятно встретиться с родителями своих воспитанников. Сейчас, возникает очень много вопросов. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать мне и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Тренинговое упражнение «Клубок дружбы».
Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет нам познакомиться поближе, я представлюсь еще раз. Я передаю клубочек Вам, обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слово о своем ребенке, а затем передайте клубочек следующему.
Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Так как мы с вами решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе, ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям. Думаю, что вы со мной согласитесь!
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.
Мы поговорим о социально- нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста, так как нравственное воспитание - своеобразный стержень, вокруг которого строятся все остальные процессы развития и обучения.
Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.
На данном возрастном этапе, у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. С момента перехода малышей в дошкольную группу жизнь их несколько изменяется. Малыши должны усвоить новые, более сложные для них правила, направляющие их поведение, взаимоотношения с близкими для них людьми, со сверстниками.
Взрослым необходимо закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, воспитывать у детей симпатию к товарищам, стремление быть хорошим, добрым, внушать ребёнку, что нужно стыдиться своих плохих поступков, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в играх.
Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.
Взрослый – образец поведения, промежуточное звено между ребенком и окружающим миром
А самый важный взрослый – это родитель. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей. Помните, какой эмоциональный посыл Вы дали ребенку – такой он к Вам и вернется. Отношениям с людьми придается особое значение. Это существенный вклад в опыт ребенка. И помните, что дети - это маленькое отражение родителей, посмотрите на ребенка и поймете, что нужно изменить в себе. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, и соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, со взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера. Дети дошкольного возраста, совершая хорошие или плохие поступки, не задумываются о том, хорошие они или плохие. Оценку их действиям дают родители или воспитатели, придавая их поступкам положительный или отрицательный оттенок.
ВАЖНО! Ни в коем случае никогда не разрешайте детям делать то, что потом будет запрещено!
Решению перечисленных задач социально-нравственного воспитания маленьких детей нередко мешают проявления своеволия, негативизма, упрямства, свидетельствующие о так называемом «кризисе трёх лет». К концу третьего года жизни у ребёнка проявляется потребность в самоутверждении, происходит осознание своего «я». Отношение к самому себе зависит от того, что ребёнок умеет делать и как воспринимает свои успехи. Если взрослые не успевают ещё заметить, что в ребёнке произошёл резкий перелом, что прежние отношения его не устраивают, наступает кризис. Ребёнок начинает требовать самостоятельности в гораздо больших пределах, чем склонны предоставить ему родители. Их запреты вызывают протест. Появляются негативизм и упрямство. И кризис затягивается.
Поэтому, детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Приобретая самостоятельность, ребёнок уже не только может обслужить себя, но и получает возможность поддерживать порядок в окружающей обстановке, выполнять ряд правил, не прибегая к помощи, т.е. управлять своим поведением. К четырем годам наблюдаются качественные сдвиги в росте самостоятельности. Это позволяет взрослым предъявлять детям более высокие требования: устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, вместе со сверстниками создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами, желаниями других, оказывать помощь.
Психология взаимоотношений с одногодками гораздо сложнее, нежели взаимодействие с домочадцами. Ведь сверстники не всегда идут навстречу друг другу — чаще, наоборот, их действия продиктованы собственными эгоистическими интересами. Вот тут-то и возникает жесткое соперничество сверстников, не всегда разрешающееся социально приемлемыми методами. Одни дошкольники проявляют упрямство, неуравновешенность, агрессивность по отношению к сверстникам, другие, наоборот, склонны к неуверенности в себе, излишней застенчивости, подвержены различным страхам, а третьим не чужды ложь и изворотливость. Есть категория детей, не способных завести себе друзей и выстроить нормальные отношения даже с родным братом или сестрой.
Враждебное отношение к окружающим, отсутствие оптимальных коммуникативных навыков возникает у детей, которые чувствуют себя нелюбимыми, не заслуживающими ласки, понимания, такие дети погружены в свой особый мир, отгороженный от внешнего мира.
Родительская любовь способна направить в верное русло психологическое развитие детей. Любовь и мудрое воспитание родителей дают детям твердую опору и надежную эмоциональную защиту в жизни.
Заключение
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель – это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести правило:
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности – именно они, окрепнув, станут фундаментом личности ребенка и его надежным ориентиром в сложном человеческом обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"
Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...
Особенности организации правового воспитания детей дошкольного возраста
Цель работы - создание условий для формирования у дошкольников положительного самоощущения; развитию положительного отношения к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей ...
Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста
статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...
Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы
Задержка психического развития. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы...
Консультация для воспитателей «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»
laquo;Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы»...