Первое собрание родителей младшей группы. Тема: "Адаптация в саду: как подготовить себя и ребёнка".
консультация (младшая группа) на тему
Основные понятия о формировании культурно-гигиенических навыков, об адаптации в саду, о режиме.
Родители, приводящие ребенка 1 раз в десткий сад, часто даже не задумываются, что должен уметь ребенок, и чему должны научить его родители к этому моменту, чтобы подготовить ребенка к вхождению в новую среду. На первом собрании говорится о режиме дня в детском саду, о правилах для родителей, о подготовке ребенка к детскому саду, о формиравании у него культурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация в саду: как подготовить себя и ребёнка | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Первое собрание родителей младшей группы.
Тема:
Адаптация в саду: как подготовить себя и ребёнка.
Формирование культурно-гигиенических навыков
К первому посещению ребенком детского сада он должен владеть основными культурно-гигиеническими навыками.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь.
Выделяют 3 основные категории:
- гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);
- навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям);
- навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.
Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:
· мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
· умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
· принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
· мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
· подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
· полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
· пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
· пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
· пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
· ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
· не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
· мыть ноги перед сном.
Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:
· разместите крючок для полотенца на уровне роста ребенка;
· подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
· прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
· положите в ванной коврик, чтобы ребенок не поскользнулся.
Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.
Учим умываться
· Завернуть рукава одежды ребенка;
· Проверить температуру воды;
· Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей дочки (сыночка)!" и т. п.;
· Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;
· Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха;
· Еще раз обмыть водой руки ребенка;
· Закрыть воду;
· Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;
· Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;
· Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"
Учим пользоваться полотенцем
· Снять полотенце с крючка;
· Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку;
· Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица;
· Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним;
· Вытереть вторую руку.
Учим пользоваться носовым платком
· Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
· Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
· Находить носовой платок в кармане платья, кофты, пальто и т. п.;
· Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью);
· Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман;
· Обращать внимание на чистоту носового платка.
Учим пользоваться расческой
· Знать свою расческу и место, где она лежит;
· Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования;
· Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.);
· Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!");
· Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре;
· Исключить возможность пользования чужой расческой.
Учим пользоваться зеркалом
· Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.);
· Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками;
· Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Как приучить ребенка к унитазу
- Начинайте приучать малыша пользоваться унитазом только тогда, когда он сам этого захочет. Обычно это происходит с детьми, которые уже хорошо научились использовать по назначению горшок. Малыши начинают интересоваться вещами взрослых, заглядывают в туалет. Начните с того, что покажите крохе, как выливать содержимое его горшка в унитаз. Попробуйте сделать это вместе. Приучите ребенка смывать воду из бачка: покажите ему, как это делается, а затем предложите попробовать самому. Ему наверняка понравится, ведь маленькие дети очень любят подражать взрослым.
- Приобретите специальное детское сиденье для унитаза. Удобны изделия из пластмассы с маленькими спинками. Также вам понадобится специальная невысокая подставка для ног, для того чтобы ребенок смог забираться на унитаз и слезать с него самостоятельно. Многие малыши боятся упасть, потеряв равновесие. Поэтому первое время непременно поддерживайте кроху.
- Научите ребенка вытираться. Если поначалу у него будет это получаться плохо, не очень качественно, не волнуйтесь. Проявите терпение, но позвольте малышу все-таки делать это самому. Просто мягко и деликатно направляйте его действия. Приучайте малыша после туалета обязательно мыть с мылом руки.
- Немалую роль в процессе приучения ребенка к унитазу имеет правильная мотивация. Когда малыш знает, что он учится этому, чтобы стать самостоятельным, взрослым. Поддержите кроху, чтобы он мог гордиться своими успехами, зная, что мама и папа их ценят.
!!! РЕЖИМ !!!
Очень важно за лето приучить ребёнка к режиму, максимально близкому к режиму детского сада, иначе ребёнку будет очень сложно адаптироваться к новым условиям. Основные моменты режима:
8.20 – завтрак
9:00 – 10:00 – занятия
10:00 – 10:05 – 2 завтрак
10:05 – 12:00 – подготовка к прогулке, прогулка
12:00 – 12:40 – обед
12:40 – 15:00 – подготовка ко сну, сон
15:25 – полдник
Адаптация
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
О психологическом настрое мамы. Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ("А если будет все время болеть?", "А если будут обижать воспитатели или другие дети?", "А если не доглядят, не досмотрят?"), - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду.
Не пугайте ребёнка детским садом: «Вот пойдешь в сад, там тебя за это накажут!», «В садике тебе так не разрешат!», «Будешь себя так вести, не буду забирать тебя из сада!». Необходимо донести до ребёнка посыл, что садик – это маленький шажок во взрослую жизнь, что ребёнок молодец, что его взяли в детский сад, и мама им очень гордится!
Родители обязательно должны учить ребенка общаться с другими детьми. Почаще гуляйте с малышом на детских площадках, ходите в гости сами и приглашайте к себе домой других детей. Учите ребенка принятым нормам общения: как познакомиться, начать игру или присоединиться к уже играющим детям, учите обмениваться игрушками, соблюдать очередность в играх, решать конфликты и т.п.
Приучение ребенка к совместной деятельности, к коллективу. Если ребенка приучают к совместной деятельности, к коллективу буквально с того времени, как он начал ходить и говорить, у него вряд ли будут проблемы в детском саду. Если нет - будут обязательно. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше даже не вдвоем, а втроем-вчетвером (с папой, бабушкой и пр.): вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, вместе с другими детьми.
Еще один момент: степень конфликтности отношений в семье. Возможно, некоторые удивятся, но полная бесконфликтность так же вредна, как и крайняя конфликтность. Все знают, что плохо, когда близкие люди постоянно ссорятся. Однако плохо - и если они не ссорятся совсем.
Постепенно приучайте малыша к тому, что отдельные его действия могут кому-то - в том числе маме - не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им недовольны, но и он в некоторых случаях может открыто выразить свое недовольство ими, - т.е. учите ребенка конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Учтите, что больше всего ребенок учится решению конфликтов у членов своей семьи. Например, если вы с мужем оскорбляете и унижаете друг друга в пылу ссоры, то с большой долей вероятности ребенок будет вести себя также.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол. Родители детей младшей группы. тема: Адаптация.
Вашему вниманию предлагается текст выступления психолога детского сада на родительском собрании в младшей группе при первом знакомстве перед началом учебного года....
Круглый стол для родителей младшей группы Тема: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
Цель: повышение психолого-педагогичеcкой культуры родителей в вопросах адаптации ребёнка к дошкольному учреждению....
Родительское собрание «Давайте познакомимся!» Первое собрание в младшей группе.
Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей с режимом, правилами и работой детского сада. Адаптация ребёнка к ДОУ.Повестка собрания:• Сообщение темы и цели собрания• Знак...
Консультация для родителей на тему: «Адаптация к детскому саду. Как вести себя родителям».
Консультация для родителей на тему: «Адаптация к детскому саду. Как вести себя родителям»....
Консультация для родителей. Буклет на тему "Адаптация в детском саду"
Термин адаптация (лат. adaptatio) означает «приспособление». Когда говорят про адаптацию ребенка в детском саду, имеют в виду его приспособление к новым ...
первое собрание в младшей группе
родительское собрание...