кризис трех лет
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании
«Что важно знать о кризисе трех лет»
Удивительно, но чаще всего человек помнит себя именно с трех лет.
Если в год ребенок отделяется от мамы физически – начинает ходить и узнавать мир, то суть кризиса 3 лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что малыш хочет сам принимать решения, куда пойти и что делать, и все чаще мы слышим от трехлетнего ребенка: «Я сам!»
Остановимся на основных особенностях кризиса трех лет.
- НЕГАТИВИЗМ, или Все наоборот.
Негативизм – это реакция ребенка на требование или просьбу взрослого.
Часто негативизм мешает интересам самого ребенка. Малыш говорит и действует не только вопреки словам взрослого, но и вопреки своим желаниям.
Малыш ведет себя так, чтобы: выразить свое отношение к маме и папе, к дедушке и бабушке, к другому человеку, а также продемонстрировать нам «свое» желание даже вопреки своим истинным желаниям.
Своим поведением малыш говорит нам: «Это вы так решили. Вы так хотите, а Я хочу по-другому». Таким поведением ребенок открывает для себя возможности иметь другие, свои желания.
- УПРЯМСТВО, или «Я» так хочу!
Когда ребенок настаивает не потому, что очень хочется, а только потому, что ОН этого потребовал, - это упрямство. Настойчивость – это когда ребенок хочет получить что-то и просит об этом, добивается этого. Упрямый же ребенок настаивает на том, чего ему не так уж и хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Крики, шлепки и угрозы – не лекарство для маленького упрямца.
В три года ребенок впервые становится способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии.
Родителям о детском упрямстве:
- Период упрямства начинается в 1,5 года и обычно заканчивается в 3,5 – 4 года;
- Приступы упрямства случаются и в более старшем возрасте – это нормально, ребенку свойственно иметь свое мнение и не всегда соглашаться с вами;
- В период кризиса приступы упрямства случаются у детей по 5 раз на день, а у некоторых детей по 20 раз;
- Мальчики более упрямее, чем девочки;
- Если малышу четыре года, а упрямство постоянно живет в вашем доме – пора задуматься о вашей воспитательной тактике! Чаще всего это результат потакания или запретов, уважаемые родители.
Главный совет - НЕ ИСКОРЕНЯТЬ УПРЯМСТВО, А ПРЕВРАЩАТЬ ЕГО В НАСТОЙЧИВОСТЬ
Ребенок растет и с помощью упрямства осваивает свое право на поступки. Если ваш ребенок всегда действует вопреки просьбам или запретам взрослого, у него может сформироваться чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.
Зачастую упрямство возникает из-за непонимания ребенком: «Почему нельзя, ведь я хочу?»
ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ УСВОИТЬ СЛОВА «НАДО» И «НЕЛЬЗЯ»
Если ребенок знает, что бабушкины очки брать нельзя, он не будет упрямиться.
Запретов не должно быть много, они развивают ориентировку малыша в окружающем мире. Но каждому «нельзя» противопоставляйте множество «можно».
Не мешайте ребенку становиться самостоятельным.
- «ДА НУ!», или Что такое строптивость
Строптивость близка и к негативизму, и к упрямству. Но протест малыша направлен не против мамы или папы, бабушки или дедушки, а против образа жизни, против порядков, которые существуют дома.
Говорить о том, что ребенок строптив, можно в том случае, если он отказывается делать то, что без колебания делал раньше:
- Не хочет идти на прогулку, а потом не хочет возвращаться;
- Не хочет чистить зубы или чистит их полчаса;
- Не хочет надевать свою пижаму, требуя другую;
- Вместо чая требует кефир, сок, компот или молоко;
- Отказывается вовремя идти спать.
Малыш не просто пытается настоять на своем, он еще и недоволен всем, что ему предлагают делать взрослые.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Строптивость дает возможность испытать всю гамму эмоций: злость и радость, удовольствие и любопытство, настойчивость и неприятие, печаль и разочарование.
Зачастую мы лишаем детей возможности приобретения жизненного опыта, который должен помочь им научиться чувствовать, переживать, понимать свои желания и потребности. Позже такой опыт должен помочь ребенку научиться сочувствовать. А пока помочь сыну или дочери должны вы. Плачущему можно сопереживать, утешая, грустного – расспросить, что с ним, любопытному рассказать и т.д.
- Общение с близкими взрослыми эмоционально укрепляет ребенка.
- Проявляя своеволие, малыш чувствует себя удовлетворенным, потому что он сам понимает, что способен сделать что-либо сам и принять решение наперекор правилам, установленным в семье.
Если своеволие не вредит здоровью ребенка – не мешайте ему, пусть убедится: если долго чистить зубы – не посмотришь вечернюю сказку, а если не сложить книги, то потом трудно найти нужную, чтобы мама почитала перед сном.
Своеволие - означает переход ребенка от состояния беспомощности к независимости. Упрямство, негативизм, строптивость – пути преодоления препятствий маленьким человеком, который начинает осознавать свои силы и проверять их.
Если малыш не научится выигрывать, осуществлять свои планы и удовлетворять потребности, то взрослея, он может избегать ответственности даже за собственную жизнь, обвинять других в своих неудачах и оправдывать свое бездействие.
- Воспитывайте у ребенка способность принимать собственное решение, иметь собственное мнение, отвоевывать собственное жизненное пространство.
У детей появляется инстинктивная потребность спрятаться, «сузить» свое жизненное пространство, забраться в уютное убежище («укрыться» под столом, между стульями, в шкафу) – «построить» себе «домик». Помогите малышу сделать домик из диванных подушек, чтобы он мог укрыться в собственном гнездышке и поиграть наедине с собой.
В «собственном», небольшом пространстве у трехлетнего малыша возникает ощущение «отгороженности», он чувствует себя увереннее, избавляется от внутреннего напряжения.
ДЕЛИКАТНОСТЬ И ЕЩЕ РАЗ ДЕЛИКАТНОСТЬ
В момент кризиса 3 лет малыш очень эмоционален, раним, ревнив, помнит зло. Будем же доброжелательны, терпеливы, тактичны с нашим малышом, оставим неуместные насмешки и иронию.
- СВОЕВОЛИЕ
РЕБЕНОК ХОЧЕТ ВСЕ ДЕЛАТЬ САМ. Отчасти это напоминает кризис первого года, но тогда малыш стремился к физической самостоятельности. В три года речь идет о самостоятельности намерения, замысла.
Такое стремление к самостоятельности, когда ребенок хочет делать и решать сам, - положительное явление. Однако во время кризиса желание и требование самостоятельности становятся безграничными и приводят к своеволию. Такая самостоятельность не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Прежде чем навязать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение.
- Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.
- Ребенка необходимо учить:
- Играть самостоятельно,
- Быть одному, когда мама занята,
- Самому слушать, думать, рассматривать картинки,
- Самостоятельно придумывать себе игру.
В такой игре у ребенка появляется самостоятельный замысел, самостоятельное намерение, поэтому такая игра помогает справиться со своеволием.
Учите малыша не скучать, играя со своей любимой игрушкой. Ведь ей можно пожаловаться, ее можно поругать и наказать, пожалеть и утешить. Такая игрушка помогает маленькому человеку преодолеть страх одиночества и темноты, когда нужно уснуть или побыть одному. На игрушку-подружку можно разозлиться, можно даже поломать ее и забросить в угол. Но в минуты детского горя ее достают из-за угла, чинят, дорисовывают стершиеся губы и носик, пришивают новые глаза-пуговицы, уши, хвост, готовят игрушке кашу и шьют новые наряды. Учите ребенка дружить с игрушкой.
Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависим от окружающих.
Нужно уважительно относиться к желанию ребенка побыть наедине с самим с собой. Наедине с самим собой ребенок освобождается от психической усталости. Это помогает, если малыш долгое время находился среди детей или взрослых. После тихой игры, почувствовав необходимость в общении, ребенок сам позовет взрослого.
- уважение к желаниям малыша. Недопустимо чтобы мама трехлетнего малыша, торопясь куда-нибудь, забывала о возможностях и способностях своего ребенка. Его нельзя просто оттащить, увести, одеть, накормить, расчесать, умыть. Гораздо полезнее научить малыша выслушать маму и выполнить ее просьбы.
Когда ребенка, ничего при этом не объяснив, хватают и тащат, прерывая игру в самом интересном месте, или ведут спать, когда еще не закончился мультик, он может быть просто оскорблен.
Давайте проявим уважение к маленькому человеку. Это очень важно. Тогда и он будет уважать себя. Уважая себя, он, естественно, научится уважать других и, прежде всего, своих родных – маму и папу.
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ АВТОРИТЕТА ВЗРОСЛЫХ
Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычным, дорогим и интересным раньше. Ребенок может начать обзывать мать или отца словами, которых раньше никогда не употреблял.
Малыш может изменить свое отношение к игрушкам, которые любил раньше, сердиться на них, будто они живые, или совсем отказаться играть с ними.
Но все же главная опасность в другом. Если за грубые словами трехлетнего ребенка чувствуется повышенная раздраженность, напускной силы и решительности, сознательного превосходства, это явно нежелательно. Когда малыш кричит на машину: «Куда прешь, не умеешь ездить, так вали отсюда!» - ясно, что это не его слова. Взрослые, контролируйте не только слова, которые выходят из ваших уст, но и поступки, отношение к другим людям.
- ПРОТЕСТ – БУНТ
Протест – бунт это ссоры с родителями. Ребенок ведет себя так, будто он находится в состоянии войны с окружающими.
Если в семье единственный ребенок – он может:
- деспотично управлять взрослыми,
- требовать удовлетворения любых желаний,
- добиваться своего, падая на пол, дрыгая ногами, крича и плача,
- требовать постоянного внимания к своей персоне.
А если в семье есть другие дети, он может:
- ревновать всех к старшему брату или сестре,
- быть агрессивным по отношению к младшему ребенку.
Чаще всего подобным образом ведут себя дети ослабленные, безынициативные, которые не могут самоутвердиться, общаясь со сверстниками.
Мы рассказали о главных проявлениях кризиса трех лет. Но далеко не все трехлетние дети ведут себя столь негативно.
Ребенок сражается за свою личность: «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я сделаю». Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир людей, где его Я должно занимать новое место. Отделившись от взрослого, маленький человек вступает с ним в новые отношения.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ТРЕХЛЕТНЕГО ЧЕЛОВЕКА
- Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок радоваться собственноручно построенной башенке, собранной пирамидке, нарисованным каракулям, или остается безразличным. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и о своих действиях: «Ты умница, всю кашу съела», «Молодец, как много колобков нарисовал!», «Какую ровненькую дорожку для машин ты сам построил».
- Утром, собираясь в детский сад, вместо того, чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы – малыша. Соревнуйтесь, кто справится быстрее!
- Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло – игру-соревнование, игру-сказку, игру «в семью». Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.
- Ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет вам настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, дедушке чинить машину или куклу.
Самостоятельность ребенок может проявить, осваивая катание на велосипеде. Научившись ходить, ребенок учится бегать, а потом и ездить. Малышу необходима скорость. Скорость отвечает важнейшей потребности ребенка к развитию, движению, освоению нового, получению информации.
Велосипед приносит ребенку радость, уверенность в своих силах, ловкость, формирует координацию движений, умение быстро ориентироваться в ситуации, помогает воспитывать смелость, развивает крепость ног и рук.
5. Вопрос к малышу: «Что и как будем делать?» всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленький тиран" или кризис трех лет. Презентация для родителей.
Данная презентация помогает родителям понять, что происходит с их ребенком в возрасте трех лет. С какими трудностями в поведении ребенка они могут столкнуться и как с ними справиться....

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис 3-х лет у детей. Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет?
Под кризисом 3 лет у детей понимается - резкая, кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт личности и сознания ребёнка, а также новый переход к новому ...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет». Основные проявления кризиса трех лет
Консультация для родителей. Тема: «Кризис 3х лет».Основные проявления кризиса трех лет...

Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса.
Кризис трех лет. Рекомендации родителям как взаимодействовать с ребенком в период кризиса....