пластилинография как средство развития мышц рук детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Куулар Наталья Николаевна

Большинство родителей в недостаточной степени понимают важность и необходимость развития мышц рук детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastinografiya.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА РАЗВИТИЕ МЫШЦ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Куулар Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №24 город Кызыл Республика Тыва

           Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием  мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук наших деток неловки, малоподвижны, движения их неточные  и несогласованные, часто встречается повышенный или пониженный тонус мышц кисти рук. Многие держат ложку в кулаке, не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Такие дети гораздо позже своих сверстников начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Несформированность  графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы окружающего их мира и затрудняет его эстетическое восприятие.

         ПРОБЛЕМА:

Большинство родителей в недостаточной степени понимают важность и необходимость развития мышц  рук  у детей  дошкольного возраста

ЦЕЛЬ :

Сформировать у родителей заинтересованность и необходимость в применении разнообразных приемов, способствующих становлению полноценных мышц  рук у дошкольников

Программа "От рождения до школы", составленная в соответствии с ФГТ обеспечивает всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья и, что особенно важно, приобщает к миру общечеловеческих ценностей.

Содержание образовательной области "Художественное творчество" в программе "От рождения до школы" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным. Формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Программа "От рождения до школы" предполагает максимальное использование всех видов детской деятельности для развития эстетического восприятия, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса.(2:48)

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. В процессе лепки развиваются способности, творчество, воображение, обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.

          Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенного пластилина. Пластилиновая живопись  в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких занятий с детьми, имеющими нарушения речи. Вместе с тем, в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми. Процесс рисования пластилином  в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

 Практика пластилиновой живописи требует высокого уровня интеллектуальных, изобразительных и эмоциональных знаний, умений и навыков. При этом она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и биологически активных точек (БАТ). Занятия пластилиновой живописью – прекрасная возможность вовлечь детей в процесс эмоционально-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающей среды и на основе этого формировать потребность создавать самим продукты эстетической значимости, а также способ развить мелкую моторику пальцев рук и подготовить руку к письму.  Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного аппарата и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
            Обучение технике пластилиновой живописи строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. Задачи должны быть доступны для малышей, и усложнять их можно только после освоения всех этапов обучения. Сначала отрабатываются все основные элементы сюжетного рисунка, а затем по мере освоения техники пластилиновой живописи можно переходить к созданию сюжетных картин. В старшем дошкольном возрасте часто используется готовый фон в виде различных силуэтов (листья, деревья,  посуда, животные, народные игрушки и т.д.)  Дети подготовительной группы уже владеющие навыками пластилиновой живописи могут самостоятельно создавать фон для своих картин. Важно, чтобы ребенок испытывал радость от каждого занятия. Используя этот метод на занятиях по рисованию и лепке, мы не только закрепляем навыки изобразительной деятельности, но и расширяем знания по основным лексическим темам.

Мониторинг по выявлению знаний, умений, навыков проводится два раза (в начале и конце учебного года). Основные методы мониторинга – естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми и анализ продуктов их творческой деятельности.

Содержание занятий может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы, но всегда соответствует лексической теме.

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

  • -изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;
  • -основ перспективной грамоты  (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)
  • -создание сказочного мира, сказочных образов.(3:6)

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

  • выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см)
  • одной темы многократно и поэтапно;
  • нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет. (3:6)

У детей с нарушениями речи согласованные движения руки и глаза развиты недостаточно, наблюдается значительное нарушение движений пальцев и кистей рук. Ребенку трудно действовать с мелкими предметами , выполнять «ювелирную» работу кончиками пальцев. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, может возникнуть двигательное беспокойство. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечание. Наблюдаются нарушения в эмоционально - волевой сфере, поведения.

Как вспомогательное средство на занятиях по пластилиновой живописи используется классическая музыка. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты, повысить активность заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.       

Начинали мы с простых заданий: рисовали пластилином цветы в подарок маме, бабушке к женскому дню. Это были самые обычные и вместе с тем очень красивые цветы. Затем работали по схеме «раскрась картинку пластилином». Не секрет, что дошкольники любят раскрашивать, а пластилином оказалось раскрашивать намного интереснее. Мы использовали силуэты, трафареты, шаблоны, обводили их карандашом, соединяли по точкам, как бы создавая план или контур картины,  а затем раскрашивали пластилином, нанося его тонким слоем. Сюжеты брали несложные. Учились с детьми смешивать пластилин для получения необходимых цветов и их оттенков.

         Нетрадиционное рисование доставляло детям множество  положительных эмоций, раскрывало возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляло своей непредсказуемостью. Необычное рисование так увлекало детей, что, образно говоря, в группе разгоралось настоящее пламя творчества, которое завершалось выставкой детских рисунков. Опыт работы позволяет утверждать, что в процессе создания коллективных работ дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других. Коллективные работы способствуют формированию добрых отношений друг к другу, меняют взгляд взрослого на ребёнка и ребёнка на взрослого. Они всё чаще видят друг в друге партнёров, товарищей, и это создаёт условия для новых творческих открытий ребёнка.

           

                                      Работа с родителями 

Информационные листы, стенды

1)Альбом «Как мы живем в детском саду».

2)Видеотека (материал используемый на занятиях).

3)Педагогические листы для родителей, знакомящие с жизнью дошкольного учреждения.

4)Выставки совместного творчества детей и родителей.

5)Фотовыставки.

                                Формы работы с родителями

Родительские собрания – 2 раза в год.

Консультации для родителей – ежемесячно.

Открытые занятия в дни открытых дверей.

Индивидуальные беседы.

Круглый стол «Занятия с ребенком».

Семинары практикумы:

а) пластилиновая живопись в детском саду;

б) оформление изоуголков по пластилиновой живописи;

в) пластилиновая живопись в театрализации.

г) Школа для родителей. Занятия по развитию художественного творчество – 1 раз в месяц. Обучение родителей технологии пластилиновой живописи, подготовка выставки, изготовление панно, картин вместе с детьми.

 

                               Использованная литература

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей, ООО Издательство Скрипторий, 2003.

2.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А Васильевой - Москва, Мозаика-синтез, 2010.

3.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методические пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Пластилинография – очень увлекательное занятие. Интересен и сам процесс создания картинки без кисточки, красок, бумаги. Завораживает и результат – замечательная объёмная картинка. Не менее интересно и...

пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Консультация на тему "Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста". В данной консультации раскрывается понятие пластилинографии, как нетрадиционной техни...

Пластилинография как средство развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Пластилинография  это  новый  вид  декаративно -  прикладного  исскуства,  который  доступен  детям  дошкольного  возраста....

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»

laquo;ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ»...

План по самообразованию: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

Пластилинография способствует развитию ребенка. Дети любят лепить из этого мягкого материала, создавать интересные работы. Такие занятия помогут ребятишкам развивать мелкую моторику, творческие навыки...