"Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа) на тему

Ведерникова Алефтина Анатольевна
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Использование сказки как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Формирование личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание нравственных качеств одна из главных задач - дошкольной педагогики.
Большой потенциал для развития нравственных качеств заключен в русской народной сказке
 Сказкой показывается жизнь в обществе человека, особенности взаимоотношения между людьми. Передача в них нравственного поведения не через абстрактные понятия происходит, а через деятельность реальных героев, поведение которых является очень значимым для ребенка.
Однако, в практике применения сказки для развития нравственных качеств  дошкольников есть много и неразрешенных проблем: отсутствует система работы по эффективному использованию сказки для формирования нравственных качеств, моральной устойчивости личности дошкольника; до конца не выявили педагогические условия для того, чтобы эффективно использовать сказку для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 
В связи с этим, перед нами встала проблема выявления педагогических условий в разработке системы развития нравственной воспитанности старших дошкольников с использованием сказочного сюжета на основе выявленных теоретических положений.
Объект исследования нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русские народные сказки как средство нравственного воспитания старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать педагогические условия использования сказки с целью нравственного воспитания старших дошкольников.
 Задачи исследования
1. раскрыть специфику нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста ;
2. показать значение сказки как средства всестороннего развития дошкольников;
3. выявить педагогические условия использования сказки с целью нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
4. обобщить опыт работы МБДОУ детский сад № 6 «Светлячок» по использованию сказки как средства нравственного воспитания дошкольников.
Гипотеза: в основу данного исследования положено предположение о том, что сказка способствует нравственному воспитанию дошкольников при следующих педагогических условиях:
1. использованы разнообразные сказки (о животных, волшебные, бытовые), в которых содержится понятный детям нравственный урок;
2. использованы творческие задания и проблемные ситуации нравственного содержания на основе сказочных сюжетов;
3. сказочные сюжеты используются в драматизации с целью усвоения ребенком нравственных норм.
База исследования МБДОУ д/с №6 «Светлячок».
Для реализации первого условия нами были использованы разнообразные сказки.
 
 
 
 Известный русский филолог А.Н. Афанасьев выделил следующую классификацию сказок: 
-сказки о животных;
-волшебные сказки;
-бытовые сказки;
Классификация нужна прежде всего для того, чтобы разобраться в национальном репертуаре сказок. Но ещё она необходима для сравнительного изучения сказок разных народов.
Рассмотрим сказки о животных.
Детские сказки о животных затрагивают социальные и эстетические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.
В них побеждает тот, кто меньше и слабее. Они оптимистичны. Герои сказок всегда однотипны, всегда изображается первая главная черта характера (лиса хитрая; волк злой и глупый; медведь глуповат, но добродушен; заяц трусливый, но одерживает победу).
Детям были прочитаны следующие сказки о животных: «Лиса и волк», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.
Волшебная сказка-это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами. Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при условии их правильного преподнесения детям. 
В хрестоматиях для дошкольников представлены такие волшебные сказки: «Снегурочка», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотой рыбке», «Айога», «Царевна-лягушка» и др.
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки частенько состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противоборствует тем качествам личности, которые постоянно вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злость, зависть).
Приведем пример бытовых сказок: «Каша из топора», «Вершки-корешки» и т.д.
Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.
Второе условие.
Система работы по нравственному воспитанию личности старших дошкольников через сказку строится в соответствии с целевой линией, которая заключается в создании разнообразного, развивающего цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста с целью усвоения ребенком нравственных норм.
Приведем  примеры этих занятий.
Игровые занятия
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку по ролям
Драматизация. 
Сказка «Теремок»
Проблемные ситуации.
Придумать свою сказку 
Оформить книгу «Полезные сказки»
«Сказки по-своему»
«Сказка о бытовых предметах»
Разнообразные творческие задания. 
 «Узнай сказку по песенкам героев»
«Нарисуем сказки»
Дидактические игры
«Составь портрет героев сказки»
«Хорошо-плохо»
«Добрые-злые»
Был оформлен мини - музей книги "Сказка ложь, да в ней намек…". 
Нами была проведена также работа с родителями:
Тематические родительские собрания ;
Помощь в создании мини - музея книги.
Третье условие.
Для развития нравственного воспитания старших дошкольников, нами была использована система разнообразных методов работы со сказкой.
 Самым распространенным методом ознакомления со сказкой является чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста.
Следующим методом служит рассказывание, т.е. передача текста в более свободной форме.
Для закрепления знаний мы использовали такие методы, как дидактическая игра на материале знакомых сказок, литературная викторина. Литературные викторины проводятся в виде итоговых квартальных занятий или вечерних развлечений.
Следующий используемый прием –это повторность чтения. Небольшие сказки, которые вызвали у детей интерес, целесообразно повторять тут же еще 1 - 2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитывать отрывки, самые значимые и яркие.
Широко распространен прием, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию, - это рассматривание иллюстраций в книге. 
Следующий важный прием-это инсценировка сказки, привлечение детей к участию в игровой деятельности, которая будет имитировать взаимоотношения между сказочными героями, последние помогут детям легче входить в мир человеческого общения. 
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Использованием драматизации как приема мы привлекаем к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Таким образом, были решены все задачи данного исследования. В результате его проведения у детей должен вырасти уровень знаний по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с использованием сказки. 
С целью оценки сформированности навыков, мы использовали методику разработанную Галиной Анатольевной Урунтаевой и Юлией Александровной Афонькиной «Закончи историю», «Сюжетные картинки»
Результаты представлены на слайде:
Уровень Экспериментальная гр. Контрольная гр. 
Кол - во чел. в % Кол - во чел. в %
В 10 30
С 40 40
Н 50 30
Повторное диагностическое обследование показало значительное улучшение показателей.
Уровень Экспериментальная гр. Контрольная гр. 
Кол - во чел. в % Кол - во чел. в %
В 60 40
С 30 50
Н 10 10
 
 
 
Таким образом, мы можем сказать, что в группе где проводилось исследование, у детей отмечается хороший уровень сформированности нравственных качеств.
 
Заключение:
  гипотеза подтверждена, 
цель и задачи работы достигнуты, 
условия, созданные нами при использовании сказки как средства нравственного воспитания, являются эффективными.
Спасибо за внимание.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья рассказывает об актуальности сказок в совеременном обществе,  о педагогических целях и задачах, которые помогают решать  сказки....

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для освоения дошкольником общепринятых норм морали, формирования нравственных привычек, отношений и эмоций. Данный период является в...

Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей. Особенно в современное время, когда жестокость и насилие становятся неразрешимой пр...

Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей иска...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СКАЗКА ЛОЖЬ ДА В НЕЙ НАМЕК…». Тема: Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в общест...