Типы детско-родительских отношений
консультация на тему
Консультация педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Типы детско-родительских отношений
Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам, Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания, и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско- родительских отношений:
- ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле;
- у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
- ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
- при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
- вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем;
- став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
- они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
- ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье;
- он станет инфантильно-потребительски относиться к миру;
- будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые
попадет; - ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой. обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются.
Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительских отношений:
- родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
- ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
- отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;
- отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к
возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению
понимать себя и других.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно
При таком стиле детско-родительских отношений:
- жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
- отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори;
- родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему самому придется осознавать и уважать эти различия,
устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его
собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
- осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим
его людям; - приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Педагог-психолог Михайлова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы детско-родительских отношений. Стили семейного воспитания.
Родители играют исключительную роль в жизни ребенка, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важней...

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Определение типа детско-родительских отношений
Анкета для родителей "Определение типа детско-родительских отношений "...

консультация для родителей " Типы детско-родительских отношений"
как тип детско-родительских отношений влияет на развитие личности ребенка ....
Типы детско- родительских отношений
Отношения, которые мы устанавливаем с людьми, в определенной степени определяют наше существование в мире. Поэтому очень важно сделать акцент на одном из отношений, которые оказывают большое влияние н...

Социальная ситуация взаимоотношений со взрослым. Типы детско-родительских отношений.
Данная консультация поможет родителям понять своего ребенка, познакомит с особенностями развития детей дошкольного возраста....

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.»
laquo;Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско- родительских отношений.» Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию эффективности взаимодейств...