«Ввзаимодействия ДОУ с семьёй»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Дорогие коллеги этот материал подготовлен для проведения родительского собрания в подготовительной группе по теме «Семья на пороге школьной жизни ребенка». Это собрание проводиться в фоме семинара-практикума, как средство повышения педагогического потенциала родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dezortseva.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй»
на тему
«Семинар-практикум «Семья на пороге школьной жизни ребенка» в подготовительной группе как средство повышения педагогического потенциала родителей»
время обучения: 20.04-24.04.2015г
Выполнила
Дезорцева Светлана Викторовна
Воспитатель
ГБОУ СОШ пос. Комсомольский
СПДС «Колосок»
Самара, 2015г.
Тема: «Семья на пороге школьной жизни ребенка».
Форма проведения: семинар-практикум.
Аудитория: родители детей подготовительной к школе группы.
Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (16 человек), дети.
Задачи:
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
- Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
- Повысить педагогическую компетентность родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе;
- Профилактика школьной дезадаптации будущих первоклассников.
Ожидаемый результат:
1. Родители заинтересованы в воспитательно-образовательном процессе, который обеспечивает улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащает воспитательный опыт родителей.
2. Определили, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”.
3. Повышена педагогическая компетентность родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.
4. Родители ознакомлены с методами профилактики школьной дезадаптации будущих первоклассников.
Информационно-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, музыкальный центр.
Материалы и оборудование:
- набор карточек трех цветов: красный, зеленый и сини на всех родителей
- карточки с изображением, каких либо предметов, действий
- набор карточек (по 2)-шедевры живописи
- листы бумаги формата А3
- разноцветные карандаши
- мяч
- ручки
- текст теста «Хочу ли я в школу?»
- текст теста «Что я знаю о школе?»
Логика проведения:
1. Вступительное слово педагога « Наши дети первоклашки».
Цель: содействовать формированию представлений о единстве и целостности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.
2. Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
3. Киношкола « Мотивационная готовность ребёнка к школе».
Цель: определить мотивационную готовность ребёнка группы к школе.
4. Лекция психолога “Школьная готовность ребенка к школе”
Цель: оказывать родителям консультативную и практическую помощь в подготовке детей к школе
5. Игры с родителями и детьми:
- «Угадай, что я показываю»
- «Запоминалочка»
- «Угадай, что я рисую»
Цель: развивать детей с помощью игровой деятельности, совершенствовать представления родителей о применении и пользе игр
6. Заключительное слово педагога «Знакомство с правилами проведения тестирования детей дома «Хочу в школу», «Что я знаю о школе»».
Цель: укрепить доверительные отношения между родителем и ребёнком (Приложение № 1).
7. Вручение памяток родителям (Приложение 2).
8.Чаепитие.
Спасибо за сотрудничество!
Ход семинара
- Вступительное слово педагога «Наши дети первоклашки».
Вот и наступает тот торжественный день. Ваш ребенок – будущий первоклассник. Как все будет, как все сложится? Вы волнуетесь. И это нормально и естественно. Но ваша естественная родительская тревога не должна перерастать в школьную неуверенность ребенка. Пусть он идет в школу с полной уверенностью в том, что учиться ему нравится, что он многое умеет, а всему остальному обязательно научится.
Мы – педагоги желаем вам и вашим детям доброго, интересного пути по стране знаний. И надеемся, что наши советы и рекомендации помогут сделать учебу в школе для детей и для вас интересной и приятной.
- Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем? О школе, о подготовке к школе
И наше интересное путешествие мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется мяч представиться (имя ребенка, свое имя отчество, место работы)
Игра-опрос
Цель: помочь выяснить насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если
- “Да” - красный цвет.
- “Нет” - зеленый.
- “Не знаю” - синий.
Вопросы
- Добрый ли ваш ребенок?
- Вежливый ли ваш ребенок?
- Общительный ли ваш ребенок?
- Щедрый ли ваш ребенок?
- Внимательный ли ваш ребенок?
- Правдивый ли ваш ребенок?
- Отзывчивый ли ваш ребенок?
- Справедливый ли ваш ребенок?
- Жизнерадостный ли ваш ребенок?
- Ответственный ли ваш ребенок?
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
- Киношкола « Мотивационная готовность ребёнка к школе».
Педагог показывает заранее подготовленную видеозапись « Диагностическая беседа с детьми «Я иду в первый класс!»».
Содержание беседы:
- Ты хочешь учиться?
- Почему (хочешь, не хочешь)?
- Где ты хочешь учиться?
- Когда ты пойдёшь в школу?
- Как ты готовишься к школе? Расскажи.
- Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником?
- Кто тебе будет помогать в учёбе дома?
- Кому ты будешь помогать в школе?
- Как ты хочешь учиться?
- Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником?
По данным педагогом критериям родителям (во время просмотра) предлагается оценить уровень готовности ребёнка к школе.
- Лекция психолога “Школьная готовность ребенка к школе”
Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде в общении с взрослыми и сверстниками.
Практическое задание № 1
Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”
Теоретический блок
Школьная готовность
- Физическая
- Педагогическая
Психологическая готовность
- Интеллектуальная
- Мотивационная
- Коммуникативная
- Эмоционально-волевая
Для формирования успешности будущего ученика, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: готов ли он к школьному обучению, в силу своего возраста. У одних детей психологическая готовность уже сформирована в 6,5 лет, а у других только к 8-ми годам. В таком случае психологическая неготовность к школьному обучению может привести к школьной дезадаптации (нежелание учиться, неуспеваемость и т.д). Конечно, это проходит со временем, и ребенок догоняет своих сверстников. Но в результате мы можем наблюдать такие явления школьной дезадаптации, как неуспешность в учебной деятельности, нежелание учиться.
Поэтому одним из важных параметров психического развития ребенка влияющих на успешность обучения является уровень мотивационного развития ребенка. Цель: формирование внутренней позиции школьника, создание положительного образа школы.
Упражнение «Ознакомление родителей с рисунками детей о школе»
Обсуждение, выводы.
Рисунок 1. Как вырастить ученика.
Упражнение «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского участия»
Практическое задание №2
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное
Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка и др.
К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка - будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?
- “ Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником”
(утрата веры в себя, желания ходить в школу, возникновение чувство неуверенности)
- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”
(Прямая угроза наказания. У наказанного ребенка могут возникнуть враждебные чувства к родителям), развиваться комплекс неполноценности и др)
- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”
(на ребенка ложится двойная нагрузка иными словами, взрослый человек, испытывая страх “унижением” делает ответственным за свою самооценку ребенка)
«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
Обсудить с родителями будущих первоклассников все вышесказанные фразы и то, как они могут отразиться на маленьких первоклассниках.
Итак, мы – родители, педагоги должны поддержать ребенка в сложный период.
Представьте себе, что испытывает ребенок, идя в первый раз в первый класс.
Упражнение «Теннисные мячики»
П: - Посмотрите на эти мячики – это трудности, с которыми сталкивается ребенок, пришедший в школу впервые в жизни:
- незнакомая обстановка,
- незнакомые мальчики и девочки, а также взрослые (учителя),
- новый режим дня,
- новые требования со стороны учителя,
- новый способ обучения
- тревога,
- страх, список можно продолжать…,
Мы можем помочь нашим детям, если наше отношение наше отношение к ним будет включать:
- Принятие
- Внимание
- Признание (уважение)
- Одобрение
- Теплые чувства
- Поддержку в любых ситуациях удачи/неудачи.
Психологический смысл такой поддержки состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах.
Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.
Следующим компонентом успешности усвоения учебной программы, формирования успешного ученика является коммуникативная готовность: предполагает:
- потребность ребенка в общении, в том числе со взрослыми на новом уровне;
- умение войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, являясь частью одного коллектива.
Здесь также важна наша поддержка в развитии коммуникаций ребенка.
Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия, оценить результат своего усилия.
Ребенок должен уметь слушать и выполнять указания взрослого.
Упражнение «Графический диктант»
Упражнение «Собери по схеме» (конструктор лего, мозаика и т.д)
Упражнение «Ознакомление родителей с рисунками «Домики»
Интеллектуальная готовность предполагает развитость основных психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления. Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнить их, видеть сходное и отличное. Он должен научиться рассуждать, делать выводы.
Игра «Дорисуй»
Игра «Что лишнее» (устно вслух, либо карточки, либо написанные слова)
Игры на Внимание:
- двигательные «Нос, пол, потолок»,
- игры с картинками «Найди отличия»,
- игры-вопросы (можно увеличить скорость ответов, играть по командам с несколькими детьми и т.д.)
Вопросы для родителей:
1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трех? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. У квадрата четыре угла? (да)
7. Один меньше, чем много? (да)
Развитие мелкой моторики рук означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций, таких как рисование, письмо, лепка, выстригание и т.д.
Таким образом, у нас получился образ успешного ученика.
Если говорить о здоровье наших первоклассников, то мне бы хотелось затронуть тему восстановления психоэмоционального сотояния ребенка, снятие напряжения в конце учебного дня.
Я прошу вас встать в круг. И сделать эти упражнения вместе с нами.
1. Комплекс оздоровительного массажа.
2. Дыхательные упражнения (быстрый вдох – медленный выдох). «Воздушный шарик», «Свеча»
3. Физкультминутки, направленные на снятие мышечного напряжения
«Сосулька», «Шалтай – Болтай »
Спасибо за участие. Можете вернуться на свои места.
- Воспитатель приглашает детей поиграть вместе с родителями.
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие дети и родители! Давайте поприветствуем друг друга: «Здравствуйте!» Предлагаю вам сегодня поиграть в интересные игры, которые не только будут приятными, но и развивающими.
Первая игра «Угадай, что я показываю?».
Для неё нам нужно объединиться в две команды. У меня есть карточки, где изображены какое-то действие, предмет, который надо показать, используя движения и мимику, а остальные будут угадывать.
«Запоминалочка»
Оборудование: набор пар одинаковых карточек (в данном случае шедевры живописи).
Воспитатель: Очень здорово! Вы такие молодцы, как будто все профессиональные актёры! Следующая наша игра: нам нужно будет собирать пары карточек. Все карточки будут перевёрнуты и не видны, мы станем по очереди их открывать: если в открытой вами паре карточки одинаковые, вы их откладываете себе, если нет - опять переворачиваете, чтобы изображение не было видно. Ваша задача собрать как можно больше пар карточек. Одна семья делает один ход, потом следующая семья по кругу.
Молодцы! Давайте подведём итоги. Вам было трудно? Что не получалось? Как можно себе помочь, чтобы получалось в следующий раз лучше?
«Угадай, что я рисую»
Оборудование: листы бумаги формата А3 (по количеству семей), разноцветные карандаши.
Воспитатель. И в завершении мы немного порисуем. Возьмите, пожалуйста, карандаши того цвета, который вам больше нравится. (У каждой семьи каждого цвета по одному: красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, коричневый.) Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы и будете рисовать. Только есть одно условие: рисовать мы будем в тишине, не договариваясь о том, что вы изображаете. Например, взрослый рисует линию, ребёнок – круг, и по очереди каждый из вас дорисовывает по одной детали так, чтобы получилась законченная картинка, о которой вы потом сможете рассказать историю.
Дети и родители рисуют по одной детали, каждый своим карандашом, до тех пор, пока не получиться целая картинка.
Расскажите, пожалуйста, что у вас получилось. Как вам это удалось? Трудно ли было?
Спасибо вам большое за столь интересные истории, рисунки вы можете забрать с собой.
- Заключительное слово педагога.
Воспитатель предлагает родителям тесты для работы с детьми дома «Хочу в школу», «Что я знаю о школе»». Объясняет правила проведения и подсчёт результатов. Педагог подводит итоги заседания. ,
Вывод: Для того чтобы дети были готовы к новой образовательной ступени своей жизни необходимо единство и целостность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.
Мы надеемся, что сегодняшняя встреча была для вас максимально полезной. Мы постарались емко рассмотреть все основные моменты, касающиеся подготовки будущего первоклассника.
- Вручение памяток родителям.
Приложение №1
Тест для дошкольников "Хочу ли я в школу?"
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак.
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу потому, что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обратитесь к своему ребенку: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?"
Зафиксируйте ответы в таблице: да +, нет - пусто.
Общая сумма:1-3 балла - Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься;4-8 баллов - Ваш ребенок хочет в школу. Только уточним для чего? Если больше баллов в первой строке, он мечтает о новых друзьях и играх, если больше баллов во второй строке - он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно пока не вызывает отвращения;9-10баллов - прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять-одиннадцать лет.
Тест для дошкольников "Что я знаю о школе?"
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Ответы:
1. По имени-отчеству и на Вы.
2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3. Поднять руку и сказать: «Извините, можно выйти»
4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому : слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
5. Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
6. Перемена – это перерыв между уроками.
7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
8. Дети пишут за партой.
9. Учитель пишет на доске.
10. Отметка – это число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
11. Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
Приложение №2
Памятка для родителей будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие логопеда с семьёй
Материал создан, как напоминание родителям о их роли по выполнению домашних заданий с детьми. Можно использовать для информационного стенда или как памятку в папку для домашних заданий....
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."
Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....
Работа с семьёй в детском саду
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга...
Работа с семьёй в детском саду
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга...
ВВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА ВО ВРЕМЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ
В статье рассматривается необходимость успешного и эффективного взаимодействия логопеда с семьей ребенка. Так как для достижения и конструктивной помощи, коррекционная деятельность детей ОВЗ должна бы...
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...
2022-2023 ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всейсемьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)...
Комментарии
Собрание
Отличное родительское собрание! Я надеюсь ваши родители были довольны и многому научились.