Предметно-игровая среда для ребёнка
статья на тему

Щеголева Ольга Викторовна

Статья для родителей как правильно организовать предметно-игровую среду для ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnoe_detstvo.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

          Дошкольное детство - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Прежде чем начать играть, нужно выстроить предметно-игровую среду по принципам, ориентируясь на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности федеральных государственных образовательных стандартов, активной роли ребёнка и взрослого в этом процессе: принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», принцип «активности», возможность её проявления и формирования у детей и взрослых путём участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный», принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», «изодеятельность + настольные игры», принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность». Таким образом, предметно-игровая среда организовывается,  так чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, что в свою очередь, позволяет детям объединяться подгруппами по общности интересов, чтобы дети могли участвовать во всём многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссёрских, театральных, народных, хороводных и др. В предметно-игровой среде учитывается проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Созданная игровая среда  будит познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям: учитывать закономерности развития игровой деятельности, соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, носить развивающий характер, соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т. е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании. Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это, в свою очередь, ведёт к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учёбе и общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-игровая развивающая среда как средство реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ

         В соответствии с ФГТ образовательная деятельность  в дошкольном учреждении должна решать задачи десяти образовательных областей и проходить в процессе раз...

Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, одноо...

"Дизайн предметно- игровой среды ребёнка дошкольника"

Игра, как культурная форма деятельности ребёнка, передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал. Чтобы подбирать материал для детской игры, педагогу н...

«Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»

Климан Светлана ВасильевнаВоспитатель ГБДОУ № 10 Приморского района Санкт-Петербурга «Современные подходы к созданию предметно-игровой развивающей среды»Развивающая среды – это ...

Организация предметно-игрового пространства и предметно- развивающей среды

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему развитию личности ребенка....

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды.

Психолого-педагогическое обследование состояния предметно-пространственной среды групп ДОО. Тенденции и трудности в создании предметной игровой среды....

Предметно-игровая среда детского сада как развивающая среда. Презентация.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Оснащенность помещений образовательной о...