подготовка детей к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Михайлова Вера Николаевна

Внимание, родители! - Вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ваш ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_k_shkole.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

( О здоровье детей с учительской точки зрения).

И вот он наступил - последний этап перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье он заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но и массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно и ответственно вы отнесетесь к этому вопросу. «До школы еще полгода» - часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только полгода» И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок и легко учился, и сохранил свое здоровье.

Все мы, конечно, понимаем, что крепкое здоровье ребенка -основа успешного обучения в школе. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что по силам нашим детям, а какие нагрузки могут нанести вред здоровью ребенка? Ведь зачастую, мы считаем пустяками именно то, что очень важно, что может сохранить и укрепить здоровье.

В настоящее время, к сожалению, уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем. Родители нередко сетуют, мол, до школы со здоровьем не возникало никаких проблем, у него не находили никаких отклонений да и при прохождении комиссии все специалисты пишут в заключении «Здоров», и вдруг, внезапно ухудшается здоровье. Неужели ни от чего ребенок становится нервным, плаксивым, раздражительным, часто болеет?

Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа- очень серьезный , переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой, которая чаще всего не подходит под его рост, не имеет подножки. Резко сокращается время отдыха, прогулок, вырастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7 лет это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный.

В 1987 году, когда началось обучение детей с 6 лет, Мы провели полное обследование детей. В первый класс попали только самые здоровые дети, с высоким уровнем подготовленности к школе. Первые классы были открыты при детских садах. В д/с № 1, где я работала, были идеальные условия: отдельная классная комната, игровая, столовая. Выполнялись неукоснительно все режимные моменты: перемены, динамическая пауза на свежем воздухе 40 минут, питание, сон после занятий. И при этом (родители помогли организовать промежуточный контроль за состоянием здоровья детей) только у двух детей из 28 остался в норме гемоглобин. Это подтверждение тому, что ребенку требуется определенная зрелость всех систем организма. К нам же в первый класс приходит лишь 20-25% здоровых детей. В понятие «здоровье» входит и оценка поведения здоровья, его эмоциональная настроенность, соответствие физического и психического развития возрасту.

Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый ,с хорошим настроением, у него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.

Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

 Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли  помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому прислушайтесь, правильно  ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами  собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь  коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и  чем раньше вы им займетесь, тем лучше.

На что еще в эти последние месяцы перед  школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка  к новой организации жизни, в которой  чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по  новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать  у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть  самостоятельным – самостоятельно одеваться,  уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих первоклассников неловким и неуклюжим, «неумехой», чем он рискует  вызвать и насмешки детей и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.

Хотелось бы посоветовать мамам и папам уделять 15-20 минут в день для занятий с ним ( более  продолжительные еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился  внимательно, сосредоточенно работать. Пусть это будет рисование, лепка, конструирование, мозаика, важно, чтобы он умел слушать взрослого. Понимать вопросы, выполнять задания. Но будьте осторожны! Вот не прошло и 10 минут, а сын уже не слушает вас, крутится, лезет под стол, зевает…Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание  здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый маленький  успех и труд. Еще хотелось бы  уделить внимание тому, что часто родители очень мало читают детям. Возьмите за привычку читать 10-15 минут в день с обязательным рассматриванием картинок и беседой по прочитанному. Задайте ребенку простые вопросы: « О чем  читали?», «Кто из героев понравился  почему?».Вы научите ребенка высказываться, любить книгу, думать, рассуждать.

Предлагайте  сыну и дочери рассказывать о делах в д/ саду, о прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов. Первый учитель- важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел -  любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и  тогда, сын, или, дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает  или не понятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как  он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить  детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает  всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».Могу посоветовать не брать на себя функции школы, особенно, если у вас не очень получается.

И уж совсем не надо учить ребенка писать. Пусть больше рисует, печатает буквы, устно считает, сравнивает, а научим правильно писать мы, учителя. Очень хорошо. Если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей. Время суток. Дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...

Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)

Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...

Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу

Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...