Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога-психолога.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Логачева Галина Федоровна

Ваш ребенок умеет  читать, считать  и возможно писать. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу,  так как   важно не то, что он овладел «школьными знаниями», а важна  степень   сформированности  механизмов волевой регуляции действий.

Волевая готовность – это  высокий уровень произвольно управляемого поведения, необходимого   для учебной деятельности.

Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

             Советы педагога-психолога

Готов ли ваш ребенок к школе?

Психологическая готовность к школе. Что это такое?  Что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги?

Что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе?

Ребенок учится в школе одиннадцать лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив. Во многом это зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности.

Ваш ребенок умеет  читать, считать  и возможно писать. Но психологи почему-то говорят, что его рано отдавать в школу,  так как   важно не то, что он овладел «школьными знаниями», а важна  степень   сформированности  механизмов волевой регуляции действий.

Волевая готовность – это  высокий уровень произвольно управляемого поведения, необходимого   для учебной деятельности.

Что же должен уметь ребенок, чтобы считать его подготовленным к школе?

Прежде всего необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются   следующие  компоненты  психологической готовности к школе:
      — личностная (в том числе мотивационная) готовность;

      — интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
      — социально-психологическая готовность;
      — готовность эмоционально-волевой сферы;

      — физическая готовность.

Уровень актуального развития  ребенка должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (зона усложнения, движения вперед )

Мотивационная  готовность

Мотивационная  готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ  в школе существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой.  Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает  тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника»,  которая является основой готовности к школе. Мотивационная готовность к обучению  не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».

 Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста (3 года) и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.
      Уже с 4-5 лет  ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более
сильным мотивам, которые играют  роль ограничителей. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды, более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Интеллектуальная готовность.

Нужно ли уметь читать, писать и считать? Многие родители считают, что именно это  является главной составляющей психологической готовности к школе.  Это убеждение   часто  является причиной  ошибок при подготовке детей  к школе.

Современные концепции реформирования начальной школы свидетельствуют о смене парадигмы образования с информационной на смысловую. Приоритетным направлением последней является  способность овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.

Вы можете объяснить ребенку,  что существуют определенные  знаки (рисунки, буквы или цифры) и чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания».

 Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но  это не должно являться препятствием для запоминания. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак (так как ваш рисунок и является знаком данного куска стихотворения) будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже не нужна будет «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных   операций логического мышления, формируются понятия.

Таким образом, немножко терпения и фантазии, и, конечно, внимания, которое вы должны уделить своему ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже  будет сформирована. Что же нам с вами еще предстоит освоить?

 Социально-психологическая готовность

Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:

– это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

– это умение налаживать контакты с другими  для облегчения процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.

Эмоционально-волевая готовность

А теперь давайте поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, разложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы с вами говорили выше.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребенок быстро  устает, забывает последовательность фигур (или букв, которые надо вычеркивать), начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5—10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребенка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего учить его слушать ваши слова.

Но предположим, что ваш ребенок справился с этим заданием нормально, можно ли наконец сказать, что он готов к школе. Оказывается, что еще не совсем. Что же еще требуется от бедного ребенка, воскликните вы. Не волнуйтесь, осталось совсем немного. Нам надо только проверить сенсорную и двигательную готовность наших детей.

Физическая готовность.

Слышит ли рука глаз?

Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У него должно быть сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих  школьной готовности. Ребенку в процессе учебы часто надо одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.

О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается,  и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше диктовать последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.

Вообще, любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу.

Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы педагога-психолога "Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях"

В статье дается описание признаков импульсивности гиперактивного ребенка, а также игры...

"Воспитание тревожного ребенка": советы педагога – психолога родителям

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Тр...

Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?

Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Чем занять ребенка во время пребывания дома: советы педагога-психолога.

Чем занять ребенка во время пребывания дома: советы педагога-психолога, варианты и примеры занятий....

Как воспитателю общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...

«Как общаться с ребенком-провокатором. Советы педагога-психолога»

Когда в группе появляется ребенок-провокатор, страдают и педагог, и остальные дети. Он перетягивает все внимание на себя и мешает образовательной деятельности, которую организует в этот момент педагог...