Играем пальчиками и развиваем речь
консультация (средняя группа) на тему

Селютина Людмила Викторовна

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРАЕМ

ПАЛЬЧИКАМИ

И

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Родительское собрание

в средней группе

Цели:

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;

Заинтересовать проблемой.

Участники:

родители и воспитатель.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На доске помещается плакат со словами В.М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

2. Выставка книг по теме собрания.

Ход собрания.

I. Информационная часть. Вступительное слово воспитателя.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами поговорим об пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Проводя пальчиковую гимнастику и игры с предметами, мы убедились в следующем:

Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи.

Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять.

Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1,5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Вот некоторые рекомендации, которые следует соблюдать при проведении пальчиковых игр и упражнений:

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

Пальцы следует нагружать равномерно.

II. Практическая часть.

Предлагаю вниманию родителей пальчиковые игры и упражнения, способствующие развитию речи. Давайте поиграем!

Упражнения для кистей

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

Условно-статические упражнения для пальцев

«Кошка»

А у кошки

Ушки на макушке (средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты),

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

«Петушок»

Ладонь вверх, указательным пальцем упереться в большой; остальные растопырить и поднять.

Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой.

Динамические упражнения для пальцев

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; при словах «Встали братцы все» широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

III. Заключительная часть.

1. Воспитатель подводит итоги собрания.

Итак, пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

2. Минута благодарности.

Воспитатель благодарит родителей за активное участие в проведении собрания и желает успехов в воспитании детей.

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки с пальчиковыми играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Играем пальчиками и развиваем речь"

Подолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речь , способствуя её развитию : мелкую моторику рук , память , мышление , оптико-пространственное восприятие , воображение ....

"Играем пальчиками и развиваем речь". Консультация для родителей.

Упражнения, которые приводятся в этой статье, можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.)...

Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Мастер-класс для повышения  компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики  в домашних условиях....

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Занятие развивает у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию. Развивает мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение. Закре...

Конспект занятия по развитию речи "Играем пальчиками и развиваем речь"

Коррекционно-образовательные задачи: учить детей слушать сказку, понимать её содержание. Коррекционно-развивающие зазадачи.: продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием р...

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...