Значение театрализованной деятельности в воспитании
статья (старшая группа) на тему

Соболь Анастасия Николаевна

Пока ребенокмал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее, предоставлять воле случая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение театрализованной деятельности в воспитании

и развитии детей дошкольного возраста

Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее, предоставлять воле случая.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными эмоциями, чувствами потребует от ребенка правильно их понимать и соответственно на них реагировать. Эмоции  регулируют  восприятие, внимание,  память, мышление и другие психические процессы, а так же его деятельность. И важно научить ребенка управлять своими эмоциями, пользоваться языком эмоций, как  для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Такие умения позволяют малышу произвольно контролировать свое поведение, и будут способствовать положительной  коммуникации с окружающими. Уверенность в себе является  важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь собственное мнение, позволяет    доверять себе  и  своим чувствам.

Эмоциональное благополучие человека, уверенность в себе, чувство защищенности, положительное  самоощущение и жизненные  успехи  во  многом   зависят от того, как складываются  его отношения с окружающими людьми.

 Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, дети учатся  жить рядом с другими  людьми, учитывать их интересы, усваивают правила и нормы поведения в обществе, то есть становятся социально компетентными.  Именно в общении и совместной  деятельности ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения,  духовные ценности  и потребности, закладывается характер.

Одной из таких совместных видов деятельности является театрализованная деятельность.

          Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и  радость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся проявлять любознательность, наблюдательность, а умело, поставленные вопросы заставляют  их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованные занятия позволяют расширить и активизировать словарь ребенка. В процессе работы над  выразительностью реплик персонажей совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационных строй.  Каждая новая роль, особенно диалог персонажей,  ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. В работе над этим  у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

 Кроме того,  именно театрализованные игры, досуги, праздники, подготовка к спектаклю и сам спектакль дают  возможность ребенку проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Известно, что понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные /интонация,  лексика и синтаксис/ и  невербальные  (мимика, жесты, поза) средства.  

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям дошкольного возраста легче  выразить свои чувства и эмоции через пластику  своего тела.

 Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки, при передаче образов персонажей постановок. Можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка умения владеть своим телом, его пластики.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка. Благодаря детскому воображению  ребенок воспринимает происходящие в сказке, в постановке как реальность,  он сопереживает разыгрываемые события, сочувствует, переживает и радуется за героев,  дает моральные оценки их действиям и поступкам. А это значит, что театрализованная деятельность  является важнейшим средством развития у детей эмпатии.

Театрализованная деятельность позволяет формировать социальные навыки поведения, коммуникативные способности.

 Во-первых,  тематика и содержание театрализованных игр  имеют нравственную направленность, которая всегда заключена в каждой сказке, литературном произведении и  конечно находит место  в театрализованных постановках. Это дружба, честность, доброта, отзывчивость, смелость, справедливость, щедрость … . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.  И не только познает, но  и выражает свое собственное  отношение к добру и злу, к поступкам  героев, к различным событиям и ситуациям. Герои театрализованных игр становятся образцами для подражания, ребенок отождествляет себя с полюбившимися образами. Способность к такой  идентификации с полюбившимся  образом позволяет    оказывать позитивное  влияние на детей.

Во-вторых, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие собственные проблемные ситуации опосредованно от лица, какого- либо персонажа. Это помогает детям преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

В-третьих, театрализованные игры позволяют развивать у детей умение  взаимодействовать для достижения общих целей. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников и детей из других групп. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях. А расширение кругозора общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества.  Это придает ему  уверенности в себе.

Кроме того театрализованная деятельность способствует   формированию положительных черт характера (щедрость, смелость, верность, сочувствие, трудолюбие…) и отрицательного отношения к проявлению  негативных черт характер.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Материал подготовила А.Н. Соболь

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (консультация для родителей)

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного   возраста» (консультация   для родителей)  Паршина И.Е.,воспитатель МБДОУ де...

Консультация для родителей на тему:«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.  Участвуя в ней,  дети знакомятся с окружающим миром во всем  его многообразии через образы, краски, звуки. Дети учатся ...

Консультация "Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни главным, вырастит ли он ответственным, целеустремленным, уверенным в себе, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный проц...

«Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»(консультация для родителей)Пока ребенок мал, мы взрослые не задумываемся, что станет в его жизни...

консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.Большое и разностороннее влияние на личность ребенка театрализованных игр позволяет использовать их  как сильное, но ненавязчивое пед...

Консультация для родителей " Значение театрализованной деятельности в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

В материале обозначено влияние  театрализованной деятельности на развитие когнитивных функций, речи и двигательных навыков детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию коммуника...