«Влияние музыкальной среды на ценностный мир ребенка»
консультация на тему

Земскова Татьяна Николаевна

«Влияние музыкальной среды на ценностный мир ребенка»

         В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начало. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.

       Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.

      Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Показателем творческого развития индивида является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, такие выдающиеся исследователи как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс.

В настоящее время исследованием проблем креативности занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. Отсутствие полноценных музыкально-эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

       К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:

  • творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
  • самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
  • интеллект, «интеллектуальные способности»,
  • «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
  • знания и навыки.

К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:

  • информационный, позволяющий развивать интеллект;
  • социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
  • эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.

Современный подход к образованию как явлению культуры позволяет говорить о культурном становлении личности в процессе освоения различных видов художественной деятельности в специально организованной среде (Р.М. Чумичева).

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребенка к музыкальной культуре.

Таким образом, музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории рядового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего, формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность». Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Средовой подход обеспечивает создание единого по содержанию музыкально-эстетического пространства в жизни детей и предполагает влияющие друг на друга и взаимосвязанные формы бытования музыки в ДОУ, семье и социуме.

Накопление знаний в педагогике о составляющих среды привело к пониманию необходимости выделения в среде зон, обладающих разнообразными возможностями.

Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.

В соответствии с этим в нашем детском саду мы выделяем музыкальную среду ДОУ, семьи и учреждений культуры и образования.

1. Музыкально-образовательная среда ДОУ

• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности: музыкальных занятий и развлечений праздников и других видов деятельности с использованием музыки (для всех детей).

• Блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий (в теплую погоду - на свежем воздухе):

- совместная с воспитателем (в играх сюжетно-ролевых с использованием музыкального репертуара, хороводных, музыкально-дидактических, музыкально-творческих и др.)

- самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий (возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством).

2. Музыкально-образовательная среда семьи, где осуществляется нерегламентированная музыкальная дельность деятельность детей.

- совместная с родителями (по содержанию адекватна аналогичной деятельности воспитателя с детьми в ДОУ);

- самостоятельная (аналогична самостоятельной музыкальной  деятельности детей в ДОУ).

3. Музыкально-образовательная среда учреждений культуры и образования, направленная на музыкальное просвещение детей, посещающих дошкольные учреждения (концерты, музыкальная школа или школа искусств, спектакли театра оперы и балета и т.п.).

Именно так, интегрируя музыкальную среду и средовой подход в нашем детском саду обеспечивается тесное и успешное взаимодействие детей, воспитателей и родителей, а также трех уровней организации музыкального воспитания детей и составляющих их блоков.

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка»

Сообщение на тему: "Влияние музыкалього воспитания на развитие речи ребенка", прочитанное на методическом объединении заведующих и старших воспитателей в апреле 2010года....

Влияние окружающей среды на нравственное развитие ребенка.

Щербакова В.А. , воспитательОДОД ГБОУ СОШ №4 Кусто д/с КалипсоВасилеостровский район, г. Санкт-Петербург  Влияние окружающей среды на нравственное развитие ребенка  1....

Консультация для воспитателей. " Влияние музыкально- ритмических движений на развитие ребенка".

quot;Влияние музыкально-ритмических движений на эмоциональное и физическое развитие ребенка"...

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка.

Влияние музыкального воспитания на развитие речи ребенка....

Влияние речевой среды на речевое развитие ребенка

Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насы...

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов о влиянии музыкальной среды на развитие импроизации дошкольников. Может быть использована как вспомогательный материал для выступления на педагогическом совете, методическом...

"Влияние образовательной среды на развитие личности ребенка - дошкольника".

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокул...