Консультация для родителей "Обследование собственной речи"
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Обследование собственной речи
(словарь, фраза)
Информация
Дорогие родители, ваш малыш шаг за шагом учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова во фразы, строить разные по сложности предложения. И только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли.
Каковы же этапы появления словаря у ребенка до 3-х лет?
В год ребенок начинает употреблять первые осмысленные слов:
Мама, папа, баба, дядя, дай, на, иди, пить, да, ам-ам.
С 1,5 лет словарь ребенка активно пополняется и к 2 годам составляет 300 слов. Малыш учится строить короткие фразы из двух-трех слов. Использует свое имя, когда говорит о себе.
К 3 годам речь ребенка становится более плавной, уверенной, состоящей из законченных предложений из 3-5 слов. Каждый день он говорит и придумывает новые слова, с удовольствием слушает и понимает короткие сказки, рассказы, отвечает на простые вопросы.
Способен повторять и запоминать стишки и потешки.
Тест 1
Упражнение «Подай голосок»
Цель: Выяснить понимание ребенком текста сказки, умение отвечать на вопросы звукоподражанием.
Описание: Расскажите ребенку сказку, привлекайте к ответам на вопросы.
Жил-был маленький цыпленок. Цыпленка разбудила мама-курица.
- Как позвала курочка цыпленка?
Их увидел папа-петух и громко закричал.
- Как кричал петух?
Пошли они гулять. С ними поздоровался маленький котенок.
- Как мяукал котенок?
Петух, курица и цыпленок прошли мимо домика, где жила собака.
Собака громко залаяла.
- Как лаяла собака?
Цыпленок испугался и запищал.
- Как пищал цыпленок?
ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ
Трудности | Возможные причины | Алгоритм дальнейших действий |
Ребенок не смог произнести звукоподражания по тексту сказки | Ребенок не говорит | Сам следует обратиться к специалисту – логопеду. Поучите малыша звукоподражаниям. Игра «Мама и детки». Например, «Я мама-кошка, а ты котенок. Я тебя зову: мяу-мяу. А котик в ответ: мяу-мяу-мяу». |
Оценка: Эмоционально откликается, звукоподражания называет
Интерес проявляет, звукоподражания после поворота со взрослыми.
Не произносит звукоподражания.
Тест 2
Игра «Моя семья»
Цель: Знает ли малыш членов семьи и действия, которые они выполняют.
Описание: Рассмотрите картинки по теме «Семья». Предложите назвать: кто это и что делает?
ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ
Трудности | Возможные причины | Алгоритм дальнейших действий |
У вас нет картинок | Используйте фотографии из семейного альбома. Рассмотрите их | |
Не назвал действия | У ребенка недостаточный жизненный опыт | Начните сопровождать свои действия словом. Например, «Я мою, я режу» и т.д. Затем спросите: «Что я делаю?» В процессе своей деятельности повторяйте слово-действие неоднократно. Предложите игру «Мамин помощник». Побуждайте ребенка назвать свои действия. Например: «Коля, что ты делаешь? Ты строишь?» |
Оценка: Ребенок выполняет задание.
Затрудняется называть действие.
Не показывает и не называет действие.
Тест 3
Упражнение «Я рассказываю»
Цель: Узнать какое количество слов употребляет ребенок при составлении предложений.
Описание: Рассмотрите сюжетные картинки и предложите рассказать, что нарисовано.
ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ
Трудности | Возможные причины | Алгоритм дальнейших действий |
Ребенок не проявил интереса либо назвал одно слово | Не говорит | Упражняйте ребенка в составлении фразы из двух, трех слов. Например: Вот мама. Вот Вова. Мама моет Вову. С целью повышения интереса к заданию называйте изображенных на картинке детей именем вашего ребенка |
Оценка: Ребенок говорит фразу из 3-х слов.
Называет одно слово после вопроса взрослого.
Не проявляет интерес к заданию.
Тест 4
Упражнение «Мой дом»
Цель: Определить умение вашего ребенка проговаривать фразы, связанные друг с другом по смыслу.
Описание: рассмотрите картинку «Кухня» и побеседуйте.
ТАБЛИЦА ТРУДНОСТЕЙ
Трудности | Возможные причины | Алгоритм дальнейших действий |
Ребенок назвал отдельные предметы | Мал жизненный опыт | Исследуйте с малышом кухню в вашей квартире. Показывайте предмет и называйте. Вот плита. Вот стол. Вот чашка и т. д. Задайте вопросы после обследования предметов: «Это стол? Да, это стол» и т. д. Вернитесь к рассматриванию картины «Кухня». Предложите небольшой рассказ. Это кухня. Вот плита, стол, стул. На плите стоит чайник. Мама варит суп. Дима помогает маме. Повторите его совместно с ребенком с просьбой: «Помогай маме рассказывать», «Давай вместе». Попробуйте вечером еще раз рассказать этот текст для папы, бабушке и т.д. |
Оценка: Ребенок с интересом поддерживает беседу по картине.
Называет минимум предметов.
Картину рассматривает, речью не сопровождает.
У ребенка «зеленая» зона – это свидетельствует о том, что на сегодня ваш ребенок развивается без проблем. Удачи! Двигайтесь дальше.
Ребенок попал в «желтую» зону – значит, он требует вашей помощи, ему это интересно. Не отказывайте ему во внимании! Не упустите этот благоприятный момент! Поддержите своего малыша!
У вашего малыша большое количество красных квадратов. Он – в «красной зоне». Ребенок требует особого внимания! Проконсультируйтесь у специалистов.
Желаем успехов в воспитании вашего малыша! Любите его! Помогайте ему! Развивайте его!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/23/picture-471159-1408771433.jpg)
Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-670685-1443008414.jpg)
«Следите за собственной речью»
речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/21/picture-795723-1474485684.jpg)
Консультация для родителей "Собственный кукольный театр — находка для семьи."
Данная консультация содержит практические советы и рекомендации по организации кукольного театра в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538908-1416937123.jpg)
Консультация для родителей "Собственный кукольный театр-находка для семьи"
Материал для родителей по изготовлению театра из конусов своими руками, применение детьми полученных знаний и навыков в аппликации....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/19/picture-1107809-1629376376.jpg)
Консультация на примере собственной деятельсти
Проектная деятельность как инновационная технология в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/25/picture-1469385-1682426411.jpg)
№2 Конспект открытого индивидуального дефектологического занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.
Тема: Осенняя прогулкаЦель: закрепить знания ребёнка об осени: её признаках, осенней одежде.Задачи:Образовательные:Закрепить умение различать предметы по цвету.Закрепить понятия «большой-ма...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/25/picture-1469385-1682426411.jpg)
№1 Конспект открытого индивидуального занятия с ребёнком со сложной структурой дефекта (с ТМНР) (собственная речь отсутствует), синдром Дауна.
Тема: «Развиваем восприятие цвета. Различение и выделение красного и жёлтого цветов»Цель: учить ребёнка различать красный и жёлтый цвет, выделять их по соответствию и по слову.Задачи:Образ...