«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
материал на тему
«Значение мелкой моторики в развитии
речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mmr.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: ”Ум ребенка находится на кончиках его пальцев “.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи. Рука имеет самое большое “ представительство “ в коре головного мозга и становлении речи. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря “мостику” между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук: традиционная и не традиционная.
Традиционная:
— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
— игры с пальчиками с речевым сопровождением; — пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
— предметная деятельность: бумага (Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок; предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки; заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок; возьмите фантики от конфет и заверните в них небольшие игрушки. Малышу надо будет разворачивать фантики и доставать из них сюрпризы. ), глина, пластилин;
— игры: мозаика,пазлы;кубики; конструкторы; шнуровка;кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр тене
Нетрадиционная:
— самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами.
— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. Например: застегивание и расстегивание пуговиц; нанизывание колец на тесьму; сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы);волчки (сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки) ; наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание; открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки)Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
-игровые упражнения: «котенок кусается» (прищепки бельевые); «забавные узелки» (веревка с узелками);«в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2); «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок); «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок); игры с мячом (мяч-прыгун); рисуем пальчиками; волшебные превращения веревочки; рассказываем стихи руками.
Не следует забывать о нескольких правилах
-Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.
-Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
-Желание.Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
-Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка.
Традиционная форма.
Самомассаж: Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1.Поглаживать раскрытую ладошку от запястья к пальцам;
2. Растирать тыльную сторону ладони круговыми движениями, ладонью или большим пальцем;
3. Растирать каждый пальчик вдоль по бокам от основания к кончику;
4. Растирать подушечку каждого пальчика в том же направлении;
5. Вращать каждый пальчик вокруг основания;
6. Отгибать назад четыре пальчика (без большого) своей приложенной ладонью;
7. Отводить большой пальчик в сторону.
8. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
Не традиционная форма.Самомассаж кистей и пальцев рук .
Вариант 1
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
7. Надавливать незаточеным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево. « Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Вариант 2
1. Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.
2. Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагают шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.
3. Массаж грецкими орехами: а) катать два ореха между ладонями(Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех"); б) прокатывать один орех между пальцами; в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки; г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.
4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.
5. Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке). Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие.
6.Массаж пальцев и ладоней колючим массажным мячиком (су джок):
1. Мяч зажать между ладонями ребенка, пальцы прижаты друг к другу. Катайте мяч взад – вперед.
2. Исходное положение тоже, выполняйте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его вперед (как будто закручивая крышку).
4. Мяч держите только подушечками пальцев и с силой надавите на него 4 – 6 раз.
5. Мяч возьмите подушечками пальцев и вращайте его назад (как будто откручивая крышку).
6. Мяч подкиньте двумя руками на 20 – 30 см и поймайте его.
7. Мяч зажать между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти в стороны. Ладонями надавливайте на мяч (4-6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной руки в другую, постепенно увеличивая темп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре для воспитателей:«Значение мелкой моторики в развитииречи детей дошкольного возраста»Цель семинара: повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей ...
«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Семинар-практикум на тему: "Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста"
Речевые способности ребенка зависит не только от артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна. Поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания как: внимание...
«Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»
Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей через развитие мелкой моторики рук...
Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста.
Необходимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов и родителей. «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста». "Активная гимнастика для развития мелкой моторики".
quot;Развитие мелкой моторики – это самая настоящая школа раннего развития, а дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка, в котором мелкой моторике должна отводиться боль...