Одаренные дети в дошкольном возрасте
статья (средняя группа) на тему
Консультация для родителей. Выявление одаренности у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №17 «РОСИНКА»
СТАТЬЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
На тему: «Одаренные дети в дошкольном возрасте»
Подготовила: Мирута М.А.
Воспитатель
Королев
2015 г.
Здравствуйте уважаемые родители!
Дошкольное детство является самым важным, благоприятным периодом времени для развития одаренности, однако возможностей распознать среди обычных детей одаренного ребенка очень мало. Поэтому я и хочу посвятить Вас этой теме.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастают.
В чем же причина этой проблемы? Это:
1. Мало изученная тема в отечественной психологии и педагогике;
2. Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности на этапе дошкольного детства.
Давайте разберемся!
Сначала о понятии «одаренность», и что же это такое?
В отечественной психологии одаренность традиционно понималась как высокий уровень развития способностей, поэтому проблема одаренности не исследовалась, а изучалось формирование способностей личности (П. Гальперин, Э. Голубева, Н. Лейтес, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.) .
Выделяются два основных универсальных фактора одаренности: это умственная активность и саморегуляция. Процесс становления одаренности зависит от степени соответствия этих двух факторов. Существует несколько подходов к выявлению и развитию одаренности, в рамках которых предлагаются различные модели одаренности. В большинстве концепций выделяются: когнитивные, творческие, личностные и т. д. Одаренные дети имеют высокий потенциал, где общей характеристикой является познавательная потребность. Мотивация ребенка происходит в форме поисковой, исследовательской активности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления, приводит к открытию мира, порождению образов, становлению сенсорных эталонов, составляет первичные знания ребенка о мире.
В зарубежной психологии исследования одаренности велись систематически. Проблема рассматривалась и теоретически, и практически. В сорока шести странах мира были созданы центры по изучению одаренных детей. В США, Канаде, Германии и других странах существуют международные организации, координирующие исследования по этой проблеме. Разрабатывались программы помощи одаренным детям и их родителям, специальные программы для обучения и развития детей с высоким интеллектом.
Во многих странах существует специальная психологическая тестирующая служба по выявлению одаренных и талантливых детей в обычных детских садах и школах. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются национальным состоянием. Государство выделяет значительные средства на научно-исследовательские проекты, на диагностику одаренности.
В Отечественной психологии и педагогике проблеме развития одаренности дошкольников не уделялось достаточного внимания, почему? Об этом история умалчивает, сейчас положение меняется. Разрабатывается, теоретическая концепция творческой одаренности, апробируются оригинальные методики для диагностики творческой одаренности, появились программы по развитию одаренности в дошкольном возрасте. Некоторые сады и центры выбирают развитие одаренности как основное направление.
Отсутствие у родителей необходимых знаний о диагностике и развитии одаренности тоже было на фоне недостатка информации, но теперь родители полностью получают все необходимое от воспитателей, учителей, специальных заведениях с направлением одаренности. Проводятся консультации, беседы, собрания на тему одаренности и развития детей по специальным программам, где отмечаются преимущества по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальные успехи, обобщение, нравственные и этические эталоны и т. д.
В настоящее время выявляются: потенциальные возможности детей, когнитивные возможности, креативность, личностные особенности, отношение к ребенку родителей, сверстников, воспитателей, наличие или отсутствие в семье богатой культурно-информационной среды (игрушки, материалы для творчества, учебные и игровые материалы) и поэтому проблемы одаренности уже нет. Постоянно ведется работа по дополнению, уточнению, более детальному анализу полученных результатов.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Нужное подчеркнуть)
1.Создание условий для творческого развития ребёнка дома и вне его:
- приобретаете книги, игрушки, игры, которые, с вашей точки зрения, полезны для развития ребёнка?
-ДА,ЧАСТО - ИНОГДА - НЕТ -НЕ ЗНАЮ
б) обеспечиваете материалами для творчества (бумага, клей, пластилин )?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
в) организуете место для творчества ребёнка: стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для рисунков и других работ ребёнка, соответствующее освещение?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
г) позволяете использовать ребёнку старые вещи для создания различных конструкций, поделок?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
д) позволяете изменять привычный порядок вещей в доме, например, устраивать переделки в детской комнате в соответствии с увлечениями ребёнка, по-своему убирать кровать, комнату, украшать окно?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
е) контролируете умственные занятия и физическую нагрузку ребёнка, режим дня ?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
ж) даёте ребёнку время для занятий, размышлений в одиночестве;
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
з) приглашаете специалистов для индивидуальных занятий музыкой, рисованием, иностранным языком; организуете посещение кружков, студий;
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
2.Активное участие родителей в творческом развитии ребёнка:
а) отвечаете на вопросы ребёнка?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
б) обсуждаете вместе разные проблемы?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
в)читаете ребёнку вслух?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
г) вместе разгадываете загадки, ребусы, придумываете свои?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
д) рисуете, лепите, вырезаете ножницами?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
е) играете?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
ж) конструируете?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
з) совместно с ребёнком выполняете работу по дому?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
и) вместе смотрите детские телепередачи и обсуждаете увиденное?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
к) слушаете музыку, поёте?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
л) приобщаете ребёнка к тем видам занятий, которые интересны вам?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
*)совместный досуг вне дома
а) вместе отдыхаете на воздухе в выходные дни: гуляете во дворе, ходите в парк, выезжаете за город?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
б) проводите с ребёнком свой отпуск, выезжая за пределы своего города?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
в) занимаетесь вместе с ребёнком спортом, физическими упражнениями, посещаете спортивные соревнования?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
г) устраиваете совместные посещения музеев, театров,
кинотеатров?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
3.Стимуляция творческой активности ребёнка:
а) поощряете его творческую деятельность, создание творческих работ( рассказов, рисунков, сказок, стихов, коллекций, конструкций)?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
б) поощряете стремление ребёнка исследовать окружающий мир?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
в) помогаете в поиске интеллектуальных сверстников, единомышленников среди ровесников и старших детей, с кем ребёнок может обсуждать интересующие его проблемы: приглашаете их к себе в дом, ходите в гости?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
г) поощряете активное учение вашего ребёнка, помогаете приобрести необходимые ему знания, умения, навыки?
-ДА,ЧАСТО -ИНОГДА -НЕТ -НЕ ЗНАЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...
Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Доклад для коллег на тему: "Психолого-педагогические условия индивидуального подхода к художественно одаренным детям среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"....
Программа дополнительного образования одаренных детей старшего дошкольного возраста по вокалу.
Чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научитьс...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
В творческой презентации представлен мой актуальный педагогический опыт «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста «Школа фантазеров» направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных в...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА кружка для одаренных детей старшего дошкольного возраста «Мастерская юных художников»
Программа «Мастерская юных художников» направлена на развитие творческих способностей детей. Содержит комплексно-тематическое планирование и список методического обеспечения....
Статья на тему: «Условия создания творческой среды в ДОУ для развития одаренности детей среднего дошкольного возраста»
Предлагаю статью на тему:«Условия создания творческой среды в ДОУ для развития одаренности детей среднего дошкольного возраста».В этой статья я рассказываю о предметно- развивающей с...