"Развитие внимания у детей"
консультация (младшая группа) на тему
Каждому из нас приходилось встречать людей и необычайно наблюдательных, и удивительно рассеянных. В чём же дело? Почему так происходит? Как помочь ребёнку не стать "рассеянным с улицы Бассейной" ?
В основе такого полезного качества, как наблюдательность, лежит внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей на тему: "Развитие внимания у детей". | 16.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №67 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей на тему:
« Развитие внимания у детей »
подготовила воспитатель
Ершова Надежда Валерьевна
Санкт - Петербург
2015
Развитие внимания у детей
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребёнком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определённых объектах.
Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребёнок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Выделяют 1- внешнее внимание, обращённое на предметы и явления окружающего мира, на действия других людей.
2- внутреннее внимание, которое направлено на его собственные мысли и переживания.
Внимание бывает непроизвольным — отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Самое раннее в развитии человека. Это как бы реакция на раздражитель: внезапный звук, яркий предмет, любое движение.
Только на шестом году жизни ребёнок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредотачиваться на чём-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чём - либо, называется произвольным. Маленьким деткам это трудно, поэтому воспитатели и учителя в школе часто повторяют «сигнальные» слова: «Глазками посмотрели», «Запомните», «Слушайте внимательно».
Удерживать долго произвольное внимание трудно даже взрослому с тренированной волей. Каково же ребёнку?! Между тем процесс обучения в школе ориентирован в основном на произвольное внимание, поэтому его надо воспитывать и тренировать.
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий, сосредоточения внимания, становиться потом интересными и увлекают ребёнка. Произвольное внимание при этом переходит в постпроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку познавательных процессов: восприятие,память, мышление.
Тренировку внимания начинаем с самого раннего детства с развития наблюдательности. Это возможно в любой момент жизни. Просто нужно почаще обращать внимание ребёнка на конкретные вещи: « Красиво сделано, да?», « Посмотри, какие облака ! На что они похожи?». Развитие наблюдательности можно превратить в весёлую и занимательную игру. Например, предложите ребёнку заметить и запомнить спрятанные под салфеткой предметы, когда вы их откроете сначала на 2 минуты, потом на 1 минуту, потом на 30 секунд (предметов не должно быть больше семи, и дети, безусловно должны их знать). Дети с восторгом воспринимают это предложение.
Очень важно воспитывать готовность ребёнка быть внимательным всегда. Конечно, для детей это также должна быть ситуация игры. Например, закройте ребёнку глаза и попросите описать, как вы сегодня одеты. Какого цвета занавески? Сколько цветов на окне? Неожиданные вопросы полезны потому, что помогают организовать и дисциплинировать внимание ребёнка. Дело в том, что его внимание рассеивается, направленность внимания на что - либо всё время подвергается «атакам» многих раздражителей. Вопросы взрослого помогут справиться с этими отвлечениями.
Заметно развивает наблюдательность целенаправленное совместное рассматривание и обсуждение картинок, в том числе их деталей.
Во-первых, каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов, быстротой переключения с одного процесса на другой, степенью активности и утомляемости. Понятно,что быть наблюдательным (восприимчивым) легче тому, у кого более лобальная, подвижная психика. Другое дело, что к счастью, любое качество можно развивать — только потолок у каждого свой.
Во-вторых, более наблюдательные, как правило, оказываются и более любознательными, а в основе этого качества лежит «интеллектуальная активность», которая, является врождённой.
В-третьих, рассеянность не обязательно означает общую несобранность внимания. Иногда это результат высокой концентрации внимания на каком-то одном предмете (как у «рассеянного профессора») или на своём внутреннем мире, переживании.
В-четвёртых, на развитие внимания влияют, несомненно, психологические факторы: способы воспитания и обучения ребёнка, стиль отношений с взрослыми и сверстниками, возможности реализации способностей ребёнка.
Например, сильная опека подавляет не только инициативу, но и волю ребёнка, которая, как мы помним лежит в основе произвольного внимания. И, напротив, бесконтрольный ребёнок просто не умеет организовать своё внимание, у него нет такого опыта. И вот самая частая характеристика ребёнка в школе: «способный», но невнимательный. Или того хуже - «ленивый».
В-пятых, на умственную деятельность, в частности на внимание, влияют неполноценное питание, авитаминоз, недостаток микроэлементов, хронические и инфекционные заболевания, глисты... Они могут стать причиной рассеянности или постоянного отставания ребёнка в своём развитии.
Справедливости ради нужно заметить, что говорить о развитии какого-то одного, отдельно взятого качества или психического процесса можно только теоретически. Человеческая психика - гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств, процессов, перетекание и превращение одного в другое. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие, память, формируем характер. Заботимся о наблюдательности — даём пищу для мышления, понимания, собственного мнения. И так — во всём.
Используемая литература:
- Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989г.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»
"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети ...
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»
Консультация «Развитие внимание у детей с ТНР» Совместное преодоление отклонений в развитии дошкольника»...
ВНИМАНИЕ. Главные составляющие. Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста.
Виды и компоненты внимания по возрастам. Игры и упражнения направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста....