Консультация для родителей «Роль игры в формировании произносительной стороны речи ребенка»
консультация (старшая группа)

Щекотько Надежда Анатольевна

Если говорить о начале вхождения в жизнь ребёнка, то необходимо сказать, что вначале было не слово, а игра. Ребёнок ещё не может говорить, но уже улюлюкает, гукает, улыбается во весь рот, реагируя на потешки матери или бабушки, хватая беспомощными ручонками свои первые погремушки. Играя, малыш осваивает формы и величину вещей, предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки. Познаёт первые слова-сигналы, координирует движения, пополняет свой кругозор и радуется жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самосуществования.

 Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем окружающим людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

 Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов. Более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития.

 Логопедическое обследование показывает у детей наличие речевых расстройств: дефекты звукопроизношения, голосообразования, речевого дыхания, несформированность навыков звукового анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматической строя речи, связной речи.

 Поэтому необходимы специальные пути коррекции и компенсации перечисленных дефектов. Одной из таких форм и является игра.  Игрою можно ободрить ребёнка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие качества.

В своей работе я использую различные игры,  как на индивидуальных,  так и подгрупповых занятиях.

 Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, они могут  соотносить звучащее слово с картинкой  или предметом, внятно произносить одно-двух-, а также трёх-четырёхсложные слова, отвечать на вопросы, громко или тихо воспроизводить звукоподражания,  различать слова похожие по звучанию.

  Угадай, что звучит.

 Наглядный материал: баночки с фасолью, рисом,  горохом и т.д. Нужно показать малышу баночки с фасолью, рисом, горохом,  предложить послушать как они звучат.  Потом воспроизводить звуки, предложив ребёнку закрыть глаза. А ребёнок должен угадать, что издаёт такой звук. Так же можно использовать и другие предметы издающие звуки ( барабан, молоточек, колокольчик, погремушку,  бубен и т.д.)

 Слышим звон и знаем где он.

 Наглядный материал: колокольчик.

 Попросите ребёнка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звон, и, не открывая глаз рукой показать направление.

Скажи, как я.

Цель: учить детей говорить  громко, тихо, шёпотом, а также развивать слуховое восприятие ( различать степень громкости произнесённых слов).  

Педагог предлагает детям  внимательно слушать, как он произносит слова и повторить ( произнести) их так же. Следить за тем, чтобы дети произносили слова отчётливо, с соответствующей степенью громкости.

Возьми игрушку.

Наглядный материал: игрушки или картинки, названия которых состоят из трёх-четырёх слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка и т.д.).

Дети сидят за столом, на котором разложены игрушки, картинки. Педагог шёпотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребёнку, тот так же, шёпотом,  должен назвать его соседу. Слово передаётся по цепочке. Ребёнок, который услышал слово последний, встаёт, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

Выдели слово.

 Педагог произносит слова и предлагает детям поднимать руки вверх, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песенка комарика) и звук «с» (песенка водички).

    Залогом чёткого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, поэтому на занятиях использую следующие игры:

 - «Одуванчик»

- «Футбол»

- «Снегопад»

 - «Листопад»

- «Кораблик»

- «Задуй свечку»

- «Ушибли палец»

- «Шторм в стакане» и т.д.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторики: недостаточная чёткость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Поэтому на занятиях стараюсь брать логоритмические упражнения. Например:

   «Деревцо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок  всё тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.     И многие другие.

Всем нам известно, что становление речи ребёнка очень тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук. Поэтому на индивидуальных занятиях дети очень любят конструировать из геометрических фигур, спичек, счётных палочек. Создавать изображения из геометрических фигур и прищепок. Проводятся различные упражнения для пальчиковой гимнастики.

На  подгрупповых занятиях для расширения словарного запаса и формирования связной речи с детьми можно поиграть в следующие игры:

- «Съедобное – несъедобное»

- «Летает – не летает»

- «Назови ласково»

- «Большой – маленький»

- «Один – много»

- «Назови одним словом»

- «Придумай загадку»

- «Опиши предмет»

- «Продолжи рассказ»

- «Дополни предложение»

- «Составь рассказ по картинкам» и т.д.

Формированию коммуникативной функции речи способствуют игры-диалоги.  Так же нельзя забывать о важной роли загадок, скороговорок, пословиц, стихов, потешек в речевом развитии детей любого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Правильное произношение всех звуков родного языка должно быть полностью сформировано в детском саду, так как именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным. Правильное произношени...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в формировании звуковой культуры речи дошкольников"

Художественная    литература    открывает    и   объясняет   ребёнку   жизнь     общества и  природы,  мир  человеческих чувств ...

Консультация для родителей «Роль чтения и рассказывания сказок для развития речи ребенка»

Слушая рассказы и сказки, дети познают точность слова, перед ними раскрывается меткость и выразительность родного языка....

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...