Значение дидактических игр в жизни ребёнка.
консультация (старшая группа) на тему
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_didakticheskih_igr_v_zhizni_rebyonka.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение дидактических игр в жизни ребёнка.
С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдению и выделению характерных признаков предметов : величину, форму, цвет; различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Современные родители мало уделяют внимания играм со своими детьми. Общение заменяется большинством игрушек. Ребёнок часто слышит : "Иди, поиграй!" К сожалению, не все родители задумываются, во что будет играть их ребёнок при столь сложном выборе. В мире существует большое количество различных развивающих игр.
Дидактические игры – это развивающие игры для дошкольников. Для родителей и педагогов это эффективный способ обучения. В дидактической игре основная задача - это усвоение знаний в ненавязчивой игровой форме. Итоговой целью дидактических игр является плавный переход к учебным задачам, который происходит постепенно. Дидактические игры должны, прежде всего, вызывать у детей позитивное настроение, радость от достигнутого результата. Именно она и есть залог успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет колоссальное значение для дальнейшего воспитания.
Дидактические игры - это очень результативный метод развития познавательного интереса к окружающему миру. При этом родители должны помнить, что любые игры, могут всегда реализовать поставленную цель, если они: будут соответствовать реальным возможностям ребенка; обязательно суть игры должна отвечать обучающей цели занятия; будут воспитывать усидчивость и стремление довести игру до конца, терпение ребенка, (поскольку для детей характерна быстрая отвлекаемость). Из существующих развивающих игр именно дидактические игры тесно переплетаются с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из самых эффективных методов обучения , по различным предметам и содержат в себе большой потенциал для дальнейшего развития детей.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Словесно-дидактические игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Интересны игры в загадки-описания - в них дети упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
«Природа и человек»
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»
В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
Игра «Пищевые цепочки на лугу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.
растения - гусеница - птица
злаковые травы - грызуны - змеи
злаковые травы - мышь - хищные птицы
следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь
трава - кузнечик - луговые птицы
насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
травы (клевер) - шмель
Игра «Пищевые цепочки водоёма».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба
Игра «Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения - гусеница - птицы
растения - мышка - сова
растения - заяц - лиса
насекомые - ежи
грибы - белки - куницы
лесные злаки - лось - медведь
молодые побеги - лось - медведь
Игра «С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
Не откладывайте в сторону значение дидактической игры в жизни вашего ребёнка. Играйте чаще с вашими детьми в развивающие игры, которые не только интересны, но и полезны в развитии вашего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"
Виды музыкальной деятельности ребёнка в детском саду разнообразны. К ним относятся: пение, слушание, движение под музыку, игра на инструментах, музыкально-дидактические игры.Музыкально-дидактические и...
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.
Консультация для воспитателей, в которой раскрывается значение музыкально-дидактических игр, роль воспитателя в оформлении, организации и проведении их в самостоятельной музыкальной деятельности детей...
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка на тему: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка"
Значение дидактических игр в жизни ребёнка, влияние на развитие....
2017-2018 Консультация для воспитателей "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка "
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике....
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка и использование их в самостоятельной деятельности.
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позваляет приобщать к активному восприятию музыки. Познакомившись с э...