"Игры, способствующие развитию восприятия времени у дошкольников."
методическая разработка на тему
Игры, используемые в данной методической разработке, помогут и педагогу и родителям развить у ребёнка восприятие времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sposobstvuyushchie_razvitiyu_vospriyatiya_vremeni_u_doshkolnikov.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие развитию восприятия времени у дошкольников.
Как известно, окружающий мир существует во времени и пространстве. Все жизненно важные процессы протекают за определенные промежутки времени. Мы воспринимаем время, соотнося его с определенными этапами и явлениями собственной жизни. Дети также воспринимают время опосредованно, умение различать временные промежутки формируется у них на основе личного опыта, выделения из обыденности постоянно повторяющихся явлений.
Система измерения времени построена так, что каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит частью последующей. Поэтому ознакомление детей со временем тоже требует определенной последовательности.
В младшем дошкольном возрасте у детей уже сформировано представление о таких промежутках времени, как утро, день, вечер, ночь. Поэтому имеет смысл уточнить и закрепить знания детей о частях суток, умение определять и называть их. Детей среднего дошкольного возраста можно познакомить с чередованием суток и понятиями вчера, сегодня, завтра.
У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети знакомятся со временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
Данные игры развивают умение детей ориентироваться во времени (оперировать при этом такими словами, как вчера, сегодня, завтра, утро, вечер, день, сутки и т. п.), а также корригируют отдельные недостатки психологической деятельности ребенка.
Сегодня в магазинах можно найти массу игр-раскладушек, карточек и игр, направленных на развитие временных ориентиров. Это же мы развиваем при прогулке с ребенком. Главное – делать это ненавязчиво, как бы, между прочим. Но когда ребенок участвует в игре, непосредственно совершая определенные манипуляции, у него расширяются, углубляются и систематизируются полученные раннее знания по ориентировке во времени.
- «Игры с цветными картинками»
Цель: закрепить знание детей последовательности частей суток.
Из серии цветных картинок, изображающих события повседневной жизни, выберите поэтапно те, которые относятся к утру, дню, вечеру и ночи (дети утром идут в школу, днем гуляют на улице, вечером смотрят в окно на зажигающиеся фонари, ночью ложатся спать и т. п.).
- «Составь рассказ»
Цель: развивать память при запоминании названий частей суток.
Предложите ребенку составить небольшой рассказ о том, что он делает в разное время суток. Запишите его и попросите проиллюстрировать рисунками. Составьте, таким образом, миникнижечку, автором которой будет ваш ребенок.
- «Игры с карточками»
Цель: учить детей различать, называть части суток и определять их последовательность.
Изготовьте из цветной бумаги вместе с ребенком четыре цветные карточки, символизирующие разное время суток.
Первая карточка символизирует утро: на голубом фоне внизу – половинка поднимающегося солнца с расходящимися лучами. Вторая карточка – день: на яркосинем фоне в верхней части листа – яркожелтое солнце. На третьей карточке – вечер: на сером фоне – оранжевый круг солнца без лучей. На четвертой карточке – ночь: на черном фоне – желтый месяц и белые звезды.
Описывая типичные ситуации, задайте ребенку вопрос: «Когда это бывает?». Пусть он ответит, выбрав соответствующую карточку. Потренируйте его располагать карточки и цветные картинки в их последовательности.
- «Сутки»
Цель: развивать память при запоминании самого понятия сутки. Закрепить умение различать части суток.
Когда ваш малыш четко усвоит названия частей суток, познакомьте его с самим понятием сутки. Слово сутки станет обобщающим названием для последовательности: утро, вечер, день, ночь. Необходимо пояснить, что сутки – это отрезок времени длиной в 24 часа, начинающийся и заканчивающийся в одно и то же время. То есть сутками называют последовательность времен суток, начиная с их любой части и заканчивая такой же частью. Это может быть последовательность: вечер, ночь, утро, день – до вечера; ночь, утро, день, вечер – до ночи и т. п. Разложите в необходимом порядке картинки с изображением времен суток, представив разные варианты суток.
- «Когда это бывает?»
Цель: развивать память при запоминании названий времени суток.
Первый вариант: взрослый или ребенок по очереди загадывают какое-нибудь время суток и показывают, что они в это время делают. Например, утром - чистят зубы, вечером - раздеваются и т. д. Задача наблюдающего - определить, что делает водящий, и назвать время суток.
Второй вариант: взрослый или ребенок называет какое-нибудь время суток и показывает, что он в это время делает (несколько действий), но одно действие при этом заведомо неправильное. Например: утром встаю с постели, умываюсь, сплю. Задача наблюдателя - отгадать, что делает водящий, и определить, какое действие неправильное.
- «Цепочка, или Что за чем следует»
Цель игры: закрепление понятия сутки.
Взрослый раздает детям заранее приготовленные двусторонние цветные полоски с запечатанными на обратной стороне словами: голубая — утро, желтая — день, фиолетовая — вечер, синяя — ночь и просит детей выложить их в правильной последовательности, вспоминая порядок смены частей суток. Затем с помощью получившейся цепочки из полосок — частей суток — отрабатывается понимание, что за чем следует в сутках. Ребенок при этом одновременно усваивает понимание слов после, за, перед.
Образец: После утра наступает день. За днем следует вечер. После вечера наступает ночь. Перед утром бывает ночь.
Ход игры. Взрослый называет часть суток, например вечер, дети должны поднять синюю полоску, при слове утро — желтую и т.д., и задает на каждое названное слово вопросы:
- Что делают люди (звери, птицы) в это время суток?
- Какое время суток наступает после ночи? Значит, за ночью следует....
- Какое время суток следует за днем? Значит, после дня следует....
- Какое время суток наступает перед днем, но после ночи?
- Какое время суток бывает раньше, перед ночью?
- Назови время суток, которое наступает после вечера, но перед утром.
- Какое время суток наступает раньше, какое — позже? Сравни: вечер и ночь, утро и день, ночь и утро, день и вечер, вечер и день, ночь и вечер, день и утро и т.п.
7. «Время суток»
Цель игры. Закрепление понятий утро, день, вечер, ночь и очередности их следования друг за другом.
Правила игры. Детей должно быть не менее 4 человек.
Ход игры. Взрослый (водящий) дает детям «имена» в соответствии с частями суток: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и просит их встать в круг. Первый игрок бросает мяч взрослому, который стоит в центре круга, и называет себя: «Утро». Водящий бросает мяч игроку с именем следующей части суток — «День» и т.д. Так отрабатывается знание последовательности частей суток.
Игру можно усложнить, если водящий иногда будет неправильно называть следующую часть суток, к примеру, после слова ночь, скажет слово день. В этом случае дети не ловят мяч, а хлопают в ладоши. Если кто-то из детей неправильно отреагировал и поймал мяч, он меняется местом с водящим.
Другой вариант этой игры — без ведущего. Дети распределяют между собой имена «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Ребенок, начинающий игру, называет себя, например, «Утро», произносит незаконченную фразу: «После утра будет...» и бросает мяч вверх. Мяч ловит тот ребенок, у которого имя «День» (так как это та часть суток, которая следует за утром).
8. «Сказка»
Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.
Расскажите малышу такую сказку: «Жилабыла дружная семья. И было в этой семье семеро братьев и сестер. Ведь семья – это семь „я“, семеро дружных родственников. Называлась эта семья – Неделя. Самого старшего брата звали Понедельник. Он родился самым первым, был самым взрослым и серьезным, начинал все важные для семьи дела и присматривал за остальными братьями и сестрами. Вторник был чуть помладше брата Понедельника, но всегда во всем помогал ему. Среднюю сестричку звали Среда. Она во всем слушалась старших братьев и заботилась о младших братьях и сестрах. Младшего брата звали Четверг, он появился на свет четвертым и был веселым и послушным, за все брался с охотой и все успевал в срок. Младшую сестру, пятую по счету в семье, звали Пятница, она была лучшей подругой и помощницей всем членам большой семьи. И были еще в семье маленькая сестричка Суббота и совсем маленький братик Воскресенье. Поскольку они были совсем крошками, они ничего особенного не делали, а только отдыхали, а все остальные братья и сестры баловали и развлекали их.
Эта дружная семья здравствует и по сей день, а мы каждое утро встречаемся с ее знаменитыми братьями и сестрами».
Впоследствии ребенок может вместе с вами или сам сочинять подобные сказки на каждый день.
9. «Утро, день, вечер, ночь»
Цель игры: закрепление понимания последовательности частей суток. Количество детей, принимающих участие в игре, должно быть кратным числу 4.
Ходы игры. Дети выстраиваются в круг вокруг взрослого с мячом в руках. Каждому из них присваивается имя: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» (далее по кругу эти имена повторяются). Затем взрослый поочередно называет признак каждой части суток, начиная с «утра», и бросает мяч первому играющему (ребенку, с которого начинается игра). Тот ловит мяч, произносит свое название суток и возвращает мяч взрослому. Игру можно усложнить. Взрослый называет признаки частей суток произвольно, т.е. не в том порядке, в каком части суток следуют друг за другом, и бросает мяч. Ребенок поймавший мяч, должен сказать в ответ: «Это утро» и т.д.
10. «Кольцо»
Цель игры: закрепление понимания повторяемости и цикличности временных отрезков.
Из цветных полосок с обозначениями частей суток дети склеивают кольцо.
Ход игры. Взрослый называет последовательно части суток, ребенок каждый раз поворачивает к себе лицом соответствующую часть на временном кольце. Назвав один полный цикл (ночь — утро — день — вечер), т.е. сутки, взрослый снова его повторяет. Ребенок соответственно поворачивает кольцо по второму кругу, усваивая таким образом повторяемость частей суток.
11. «Время года»
Цель: развивать память при запоминании названий дней недели, месяцев, времен года.
В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.
12. «Муха-чистюха»
Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.
«Ребята, послушайте шуточное стихотворение о мухе-чистюхе. Будьте внимательны: после того, как я вам его зачитаю, к вам будут вопросы.
Жила- была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она
В воскресенье
В отличном клубничном
Варенье.
В понедельник –
В вишневой наливке.
Во вторник –
В томатной подливке.
В среду –
В лимонном желе.
В четверг в киселе и смоле.
В пятницу –
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
В субботу,
Помывшись в чернилах,
Сказала:
– Я больше не в силах!
Ужасно-жужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала.
Я. Бжехва
– Ребята, так в какой же день Муха купалась в клубничном варенье?
– Скажите, как называется день, который следует за воскресеньем?
Вспомните, что делала Муха в этот день?
Что она делала в следующий день? Как он называется?
После того, как Муха искупалась в томатной подливке, на следующий день, где она купалась?
Почему, как вы думаете, этот день называется «среда»?
Как называются четвертый и пятый дни недели?
Почему Муха осталась недовольна?
Попробуйте назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника? С воскресенья? Какие дни мы называем выходными? Почему?»
- «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: развивать память при запоминании значений слов вчера, сегодня, завтра.
Объясняем значение слов вчера, сегодня, завтра. Чтобы закрепить значение этих слов, нужно ориентироваться на какое-либо значимое и яркое событие.
Возьмите билеты в цирк или кукольный театр и трижды сконцентрируйте внимание ребенка на этих словах: «Завтра мы пойдем в цирк», «Сегодня мы пойдем в цирк», «Вчера мы ходили в цирк».
- «Какое время года?»
Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года.
Отгадайте загадки:
Дел у меня немало – Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» - приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня … (Зима) Вы все меня. Я… (Лето)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна, Но не касаясь сосен
Зовут меня…(Весна) И елочек. Я… (Лето)
Назовите по порядку названия времен года, начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.
Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А. Кузнецовой:
Придумала мать дочерям имена:
Вот – Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето – пришло все под солнцем цветет,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды –
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля
Зимой отдыхает и дремлет Земля.
15. «Поставь стрелку правильно»
Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.
- Педагог ставит стрелку на своем круге на какой-нибудь день
недели. Дети называют день недели и каждый на своем круге ставит свою стрелку на тот день, который следует после названного. Отвечают на вопросы: «Какой день недели сегодня?», «Какой, был вчера?», «Какой будет завтра?».
- У каждого ребенка комплект карточек с цифрами от 1 до 7, которые
означают очередность дней недели. Педагог называет порядковый номер, а дети называют соответствующий ему день недели.
Педагог. Первый.
Дети. Понедельник.
Педагог. Четвертый.
Дети. Четверг и т. д.
16. «Каждый хочет быть первым»
Цель: развивать память при запоминании дней недели.
/Дети строятся в круг «недельками», начиная с понедельника./
Воспитатель. Всегда ли у понедельника первый номер? Все считают, что понедельник всегда первый.
/Пересчитываясь по порядку, ребята обнаруживают, что понедельник может быть первым, восьмым… и даже пятнадцатым. Строя «недельки начиная с разных дней, они убеждаются, что первым днем недели можно выбрать любой день./
Воспитатель. Вы – дни недели. Как вас зовут?
Дети. Я – понедельник!
– Я – вторник!
– Я – среда…
/Дети из четырех неделек «строят» месяц. Пересчитывают дни недели, как дни месяца еще раз убеждаются, что у понедельника может быть несколько номеров./
17. «Колесо времени»
Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.
Дети берут круги, объясняют, что круг разделен на семь равных частей, потому что в неделе семь дней, затем называют дни недели, упражняются в использовании различных способов записи чисел. Все схемы рассматриваются, обсуждаются.
/Подготовить три круга, разделенных по диагонали на семь равных частей, в них разные записи чисел: цифры, римские цифры, количеством палочек (от 1 до 7)./
18. «Зима или осень?»
Цель: развивать память при запоминании названий времени года.
Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.
19. «Определи время года?»
Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило. Показать карточку можно только после того, как дети назвали правильно времена года.
Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
ЗАГАДКИ.
Дел у меня немало – Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» - приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня … (Зима) Вы все меня. Я… (Лето)
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаясь сосен
Зовут меня…(Весна) И елочек. Я… (Лето)
20. «Утро, день, вечер, ночь»
Цель игры: закрепление понимания последовательности частей суток. Количество детей, принимающих участие в игре, должно быть кратным числу 4.
Ходы игры. Дети выстраиваются в круг вокруг взрослого с мячом в руках. Каждому из них присваивается имя: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» (далее по кругу эти имена повторяются). Затем взрослый поочередно называет признак каждой части суток, начиная с «утра», и бросает мяч первому играющему (ребенку, с которого начинается игра). Тот ловит мяч, произносит свое название суток и возвращает мяч взрослому. Игру можно усложнить. Взрослый называет признаки частей суток произвольно, т.е. не в том порядке, в каком части суток следуют друг за другом, и бросает мяч. Ребенок поймавший мяч, должен сказать в ответ: «Это утро» и т.д.
21. «Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.
Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.
Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.
А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и, что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит ещё что-нибудь о весне.
Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
22. «А что потом?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.
Игровые действия. Кто ошибется, садится на последний стул; передача камешка тому, кто должен отвечать.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». – «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее – уход домой.
Примечание. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
елочек. Я… (Лето)
23. «Так бывает или нет?»
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Игровое действие. Отгадывание небылиц.
Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правило игры: «Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить, то чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть».
Примерные рассказы воспитателя. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
«Летом мы катались с братом на лодке. Брат резко наклонился, и лодка опрокинулась. Мы оказались в воде. Плывем – а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли в жаркие страны».
«Однажды я пришел на новогодний праздник в детский сад. В середине зала стояла красивая, нарядная береза. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, делали гимнастику».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Вечером, когда я спешил в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричала: «Ку-ка-ре-ку!»
«Осенью наступает жаркая погода. Цветут подснежники, созревает клубника. День удлиняется, ночь укорачивается. Солнце греет сильнее».
24. «После путешествий»
Цель: закрепить последовательность происходящих событий.
После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.
25. «Заколдованный путник»
Цель: развивать у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
/Дети встают в круг, в центре ведущий./
Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:
Входишь ты в волшебный круг,
Замирает все вокруг!
Три минуты лишь пройдет,
Путник снова отомрет.
Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п.
С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени. Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.
Вариант: Входишь ты в волшебный круг
Замирает все вокруг
Но как время истечет
Путник снова отомрет
С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому "застывшие" путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были "заколдованы". Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.
26. «Двенадцать месяцев»
Цель: развивать память при запоминании месяцев соответственно временам года: три зимних, три весенних, три летних и три осенних.
Прочитайте вместе с вашим ребенком сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Научите его разделять месяцы соответственно временам года: три зимних, три весенних, три летних и три осенних.
Предложите ребенку четыре разные цветные картинки с изображением зимы, весны, лета и осени. Пусть он разложит листки календаря по три стопки на каждую картинку. Называйте малышу месяцы не по порядку. Пусть он выбирает и поднимает картинку, изображающую время года, к которому относится месяц.
27. «Всего одна минута!»
Цель: развивать у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени.
Предложите малышу представить, что может произойти в мире за одну минуту (секунду, час).
Покажите лист цветной бумаги (например, красного или зеленого цвета) и попросите представить, что это дверь в волшебный мир, в котором можно пробыть только одну минуту. По «возвращении» спросите, что ваш «путешественник» успел сделать в том волшебном мире.
28. «Ростомер»
Цель игры. Формировать способность планировать свою деятельность во времени.
Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?
Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить!
Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?
29. «Электронные и механические часы»
Цель игры. Умение соотносить время первой и второй половины суток (т.е. первые двенадцать часов и следующие за ними двенадцать часов, начиная с 13 до 24 часов).
Ход игры.Во время игры дети представляют время на электронных часах: половина играющих называют время до полудня, вторая половина играющих называют время после полудня. Взрослый называет время и говорит соответственно «утро», «день», «полдень», «вторая половина дня», «вечер», «полночь», «ночь», а ребенок, в соответствии со временем, которое он представляет, называет это время, если оно соответствует времени и части суток, которые назвал взрослый. Например: Взрослый говорит: Ребенок отвечает: 6 часов, утро — 6 часов утра
11 часов, утро — 11 часов утра
12 часов, полдень — 12 часов
1 час после полудня — 13 часов
3 часа, день — 15 часов
6 часов, вечер — 18 часов и т.д.
30. «Что бывает чаще?»
Цель игры. Учить детей воспринимать такую характеристику времени, как течение времени (часто, редко).
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу, закрепляя их знания о течении времени. Что бывает чаще? – Наступает ночь или зима? Праздники или выходные? Кушаем или ходим в гости? Носень? Дни недели или времена года? Рабочие дни или выходные? Части суток или время года? Наступает день или весна? Месяцы или времена года?
31. «Какая бывает погода?»
Дидактическая задача. Учить детей с помощью простого рисунка обозначать природу.
Игровое правило. Правильно сообщать сведения о погоде, используя рисунки с условными обозначениями.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям, что с помощью простого рисунка можно обозначать, что угодно, в том числе и погоду. Объясняет, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах – для экипажей кораблей, уходящих в плаванье, и в аэропортах – для летчиков, ведущих самолеты и пассажиров. Предлагает придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; пасмурный день, когда все небо в тучах; дождливый день; сильный снегопад; ветреный день; легкое волнение на море, шторм и т. д. Сначала воспитатель дает возможность детям самостоятельно выполнить задание. Если у детей не будет получаться, воспитатель подбирает отдельные картинки или делает небольшие рисунки с изображением солнца, тучи, дождя, снежинки, волны, склоненного ветром деревца. Все рисунки должны быть очень простыми и легко узнаваемыми.
Когда рисунки будут готовы и дети поймут, как обозначают с их помощью погоду, поиграем в бюро прогнозов погоды. Воспитатель дает сведения о погоде, а дети сообщают их жителям города (куклам), используя рисунки с условными обозначениями. Например, воспитатель сообщает, что пошел дождь, и дети подбирают карточку с дождинками. Затем наступает очередь детей, и дети могут сказать, что дождь перестал, выглянуло солнце, и рисунок тогда подбирает воспитатель. Воспитатель постепенно дополняет имеющиеся изображения новыми. Предлагает детям обозначить те изменения погоды, которые еще не встречались в игре.
Игру можно усложнить: изобразить 2 – 3 значка на одной карточке (солнце и ветер; снег и тучи и т. д.). В таком варианте ее можно использовать и в более старшем возрасте.
32. «Куда ты ходишь часто, куда редко?»
Цель игры. Учить детей воспринимать такую характеристику времени, как течение времени (часто, редко).
Ход игры. Воспитатель задает детям вопросы: «Куда ты ходишь часто? Куда редко?» - В цирк, гулять, купаться, в садик, в школу, домой, в гости, в зоопарк, в ванную, в кинотеатр, в парикмахерскую, в магазин, в лес, на кухню, на праздник, на прогулку, на экскурсию, в спортивный зал, в группу, смотришь телевизор.
33. «Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток: утро, день, вечер, ночь.
Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять, почему он её поднял.
Игровое действие. Поиск нужной картины.
Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должны быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждый любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику, умываются, чистят зубы, завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер», - говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.
- Почему ты показал эту карточку? – спрашивает воспитатель вызванного ребенка.
- Потому что за детьми
- Пришли мамы, на улице темно, - отвечает он.
«Ночь», - говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением
спящих ребят.
Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка – утро, голубая – день, серая – вечер, черная – ночь.
Затем все карточки перемешиваются, и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т.е. тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.
34. «Сравним картинки»
Цель игры. Учить детей искать общие признаки времен года, развивать способность сравнивать.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки. Ребенок должен расположить картинки по порядку и описать их; составить рассказ по картинкам. Чтобы ребенку было легче справиться с заданием, пусть он ответит на вопросы: - Что происходит с весной? Во что дети играют весной? Как дети весной одеваются? Что происходит летом? Во что дети играют летом? Как дети одеваются летом и почему? Что происходит осенью? Что дети делают осенью? Как дети одеваются осенью и почему? Что происходит зимой? Во что дети играют на улице зимой? Как дети одеваются и почему?
35. «Не ошибись!»
Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.
Игровое действие. Передача кубика.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: - «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?»
Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся».
Правильно, - говорит воспитатель. Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.
Эта же игра может проводится по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».
36. «Давай сравним»
Цель игры. Учить выделять соответствующие признаки времен года. Развивать способность сравнивать времена года.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель беседует с детьми о временах года, особенностях каждого из них. Учит с детьми стихи о временах года. Дети рисуют любимое время года, затем сравнивают времена года. Чем они похожи? Чем отличаются?
Была зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли. Л.Н. Толстой
37. «Кто знает, когда это бывает?»
Дидактическая задача. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Игровое правило. Дети должны показать ту или иную картину, отгадав время года по его описанию.
Игровое действие. Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры. Перед каждым игроком на столе лежат картинки с изображением времен года. Воспитатель читает небольшой отрывок – описание того или иного времени года в стихах или прозе. «Кто знает, когда это бывает?» - спрашивает он после каждого отрывка. Дети должны показать ту или иную картину, отгадав время года по его описанию. Тот, кто ни разу не ошибся в ответах, выигрывает.
Как мой садик свеж и зелен! Под голубыми небесами
Распустилась в нем сирень, Великолепными коврами,
От черемухи душистой Блестя на солнце,
И от лип кудрявых тень. Снег лежит.
А. Н. Плещеев А. С. Пушкин
Вот уж снег последний в поле тает, Буря мглою небо кроет,
Теплый пар восходит от земли, Вихри снежные крутя:
И кувшинчик синий расцветает, То, как зверь она завоет,
И зовут друг друга журавли. То заплачет, как дитя.
А. К. Толстой А. С. Пушкин
Нивы сжаты. Рощи голы, Бушует полная вода,
От воды туман и сырость. Шумит и глухо, и протяжно.
Колесом за сини горы Грачей пролетные стада
Солнце тихое скатилось. Кричат и весело, и важно.
С. А. Есенин И. А. Бунин
38. «Повтори за мной»
Цель игры. Учить детей воспринимать такую характеристику времени, как течение времени (часто, редко).
Ход игры. «Я буду стучать карандашом, а ты повторяй за мной». Сначала стучите часто, равномерно, с промежутком в одну секунду. Потом с промежутком десять секунд – редко. Попросите, чтобы ребенок тоже задал свой ритм, а вы повторите и спросите ого, часто или редко стучали. Попросите его постучать редко, потом часто. Научите в промежутках равномерно считать до трех, пяти, десяти.
39. «Что такое?»
Цель игры. Учить детей воспринимать измерение времени (часы, минуты, секунды).
Ход игры. Покажите ребенку на примерах и действиях, что такое секунда, минута, и час, много часов.
Секунда.. За секунду можно мигнуть, топнуть, хлопнуть, бросить.
Минута. За минуту можно выйти за дверь и сразу вернуться, спеть один куплет песенки, налить в чашку воды.
Час. За час можно пообедать, погулять, сходить в магазин, поиграть.
40. «Что показывают часы?»
Цель игры. Учить детей определять измерение времени (часы). Воспитывать память, мышление.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу. Посмотрите, на какой цифре маленькая стрелка. Большая стрелка вверху на цифре 12. Тогда можно определить, сколько сейчас часов, по маленькой стрелке, она показывает который час. Дети под руководством воспитателя определяют, сколько сейчас часов. Воспитатель меняет положение маленькой стрелки.
41. «Определи»
Цель игры. Учить детей определять измерение времени (часы, минуты).
Ход игры. Воспитатель беседует с детьми. Определите, сколько часов показывает маленькая стрелка? Сколько минут показывает большая стрелка? Скажи, на какую цифру она показывает? Минуты надо запомнить: цифра 1 – это 5 минут, цифра 2 – это 10 минут, цифра 3 – это 15 минут и т. д.
42. «Расставь по порядку»
Цель игры. Учить детей ориентироваться в длительности времени.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу о длительности времени. Что длиннее: сутки, часы, минуты, секунды? Что длиннее: сутки, часы? Что длиннее: часы, минуты? Что длиннее: минуты секунды? Что длиннее: часы, секунды? Что длиннее: сутки или минуты, или секунды?
43. «Перепутаница»
Цель игры. Закрепление понимания частей суток: утром, днем, вечером, ночью.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель ведет с детьми беседу
показывает картинку, говорит, что на ней изображено, но время суток называет неправильно. Ребенок должен исправить ошибку.
Образец:
Ночью девочка идет в школу.
Утром девочка обедала.
Днем на уроке девочка получила хорошую отметку.
На уроке девочка проснулась, потянулась и снова улеглась в постель.
Ночью девочка выполняла домашнее задание.
Вечером девочка каталась на коньках.
44. «Что раньше, что позже?»
Цель игры. Развивать память при запоминании названий дней недели.
Ход игры. Взрослый дает ребенку лист бумаги с обозначением дней недели и называет поочередно дни. Ребенок должен вспомнить, какой цвет какому дню недели на цветном круге соответствует, и закрасить: прямоугольник слева — согласно цвету дня недели, который бывает раньше названного (был вчера), а прямоугольник справа — согласно цвету дня недели, наступающего после названного дня, т.е. позже (будет завтра).
Был вчера -> | Понедельник | Будет завтра <- | ||
Вторник | ||||
Среда | ||||
Четверг | ||||
Пятница | ||||
Суббота | ||||
Воскресенье |
-Рассмотри картинки внизу на с. 6 и вверху на с. 7. Расскажи, что делают дети.
Цветные треугольники справа или слева от картинок обозначают дни недели, в какие у детей бывают занятия в детском саду: музыкой — в понедельник и среду; физкультурой — в понедельник, во вторник и в четверг; рисованием — в среду и пятницу; ритмикой и танцами — в четверг; математикой — в понедельник, во вторник, в среду, четверг, пятницу. Ориентируясь на цвет секторов каждого дня недели, ребенок отвечает, какие занятия и в какие дни бывают у детей.
-Обведи вместе детей, занимающихся определенным видом деятельности, и цветные треугольники, обозначающие дни недели, в какие у них бывают эти занятия.
-Назови занятие, которое бывает у детей один раз в неделю. А какое занятие бывает у них два раза в неделю? Три раза? Какое занятие у них бывает чаще других? В какие дни недели дети не ходят в детский сад? Можно ли сказать, что у детей бывают ежедневные занятия в детском саду?
45. «Всему своё время»
Цель игры. Развивать память при запоминании названий дней недели.
Ход игры. Взрослый ведет беседу с детьми. Приходилось ли тебе слышать поговорку «Всему свое время»? Что она означает, как ты думаешь? Тебе, наверное, родители говорили: «Придет время, и ты пойдешь в школу»? И ты, конечно, знаешь, что когда подрастешь и тебе исполнится 7 лет, то станешь школьником.
-Как ты понимаешь значение слова «возраст»? Знаешь ли ты, как исчисляется возраст человека?
Взрослый объясняет, что возраст человека исчисляется со дня его рождения. У новорожденного возраст сначала исчисляется днями, потом неделями (одна неделя, две, три, четыре), потом месяцами (один месяц, два, три... двенадцать). 12 месяцев составляют год. О ребенке в возрасте от одного года до трех лет обычно говорят так: 1 год и 3 месяца, 2 года и 6 месяцев (два с половиной года), 2 года и 11 месяцев. По достижении ребенком 3 лет его возраст исчисляется дальше в годах: 4 года, 6 лет, 9 лет, 15 лет и т.д.
-Какой вопрос нужно задать ребенку, чтобы узнать его возраст? (Сколько тебе лет?)
-Какой вопрос задают взрослому, интересуясь его возрастом? (Сколько Вам лет?)
-Вспомни и расскажи, что обычно делают твои мама и папа дома, на прогулке, во время отдыха. А бабушка и дедушка? Что ты можешь делать? Хотел бы ты что-то делать, как и твои родители или старшие братья и сестры, но пока еще не умеешь, потому что маленький?
-Рассмотри картинки на с. 12 и скажи: кто ведет себя не по возрасту? Как выглядят пожилые люди, передвигающиеся на самокате, в детской коляске? (Нелепо, смешно, не по возрасту.) Что правильно изобразил художник на картинке вверху на с. 12? (Мальчиков на велосипедах.)
-Могут ли маленькие дети управлять самолетом? Объясни свой ответ. (Не могут из-за отсутствия знаний, опыта, недостаточности физических сил.)
-Рассмотри картинки на с. 13. Что делают бабушки? Соответствует ли их поведение возрасту? Как ты думаешь, должны ли пожилые люди играть в детские подвижные игры? Объясни свой ответ. Что ты можешь сказать о поведении дедушки, передвигающегося на скейте?
-Почему маленькие мальчики не смогут продавать товары в магазине? Объясни свой ответ.
-Рассмотри еще раз картинки на с. 12-13 и скажи, кто на каждой из этих картинок старше, кто моложе, а кого можно назвать ровесниками (т.е. близкими по возрасту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в развитии восприятия пространства у дошкольников.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать ка...
Игры способствующие развитию восприятия времени у дошкольников.
Игры нацеленные на то, чтобы быстро и легко научить детей ориентироваться во времени суток....
«Игры, способствующие развитию творческие способности ребёнка дошкольника по программе «Детский сад - Дом радости»
Мастер класс для педагогов ДОУ....
Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины предметов»
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
«Игры для развития восприятия у старших дошкольников»
ВосприятиеВосприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и тольк...
Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия формы»
Игровая форма обучения- ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает мно...
"Библиотека коррекционной помощи для педагогов" консультация по теме: " Игры, задания и упражнения, способствующие развитию пространственно-временных представлений у детей дошкольников"".
игры на развитие пространственно-временных представлений у дошкольников...