Учите детей общаться
материал на тему
Предварительный просмотр:
УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ
В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается
кто-либо. Они не могут поддерживать и развивать установившийся контакт;
не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдёт наш разговор.
Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др. Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка - языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.
Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Ещё не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своём состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребёнок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребёнка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для выживания и нормального развития.
Родившись, ребёнок не просто появляется на свет - он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребёнка выступает двояко.
В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных средств и нормативных, т.е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Этот арсенал ребёнок осваивает постепенно. По мере взросления он использует всё более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.
Первыми, кто передаёт ребёнку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребёнок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую»… Ребёнок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие – порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряющее покачивает головой: «Ай-ай-ай» и т.п.
Причём степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребёнок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно – действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребёнка, но - чаще всего - и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.
Однако с каждым ребёнком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель - человек, живущий в определённом историческом времени и государстве, принадлежащий к определённому слою общества, с определённым уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребёнок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».
Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребёнку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребёнка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растёт эмоционально защищённым и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребёнок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребёнку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.
К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом одёргивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т п. Тогда и ребёнок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т.п. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребёнок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жёстких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.
Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нём используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.
Независимо от того, кто играет с ребёнком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включён» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребёнком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артестизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.
Предлагаем несколько упражнений и игр, которые помогут научить детей простейшим способам невербального общения. Рядом с название каждого упражнения, в скобках, указан возраст, начиная с которого предлагаемый игровой материал, как правило, уже доступен для ребёнка. Однако и у детей старше обозначенной возрастной границы данные упражнения могут вызывать интерес и желание многократно их проигрывать, в чём не стоит их ограничивать. Понятно, что приведённые игры не являются исчерпывающими, но могут рассматриваться в качестве «отправного момента» для начала работы и придумывания дополнительных вариантов, нового материала.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 – 1952),
Основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями – инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребёнку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность – труд.
В 1923 году в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП (б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.
Сегодня под ПРОБЛЕМНЫМ ОБУЧЕНИЕМ понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику проблемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.
Ни слишком трудная, ни слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Технологическая схема проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации). Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос4
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставит проблемные задачи 9например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД – это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учёт индивидуальных особенностей ребёнка в процессе обучения; 4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребёнка в отдельности.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие её основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
- технология индивидуализированного обучения;
- адаптивная система обучения;
- обучение на основе индивидуально – ориентированного учебного плана.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
АКЦЕНТ ЦЕЛЕЙ
- Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей (способностей).
- Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
- Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайщего развития каждого ученика.
- Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
- Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
- Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.
- Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.
- Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.
- Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
- Учение в индивидуальном темпе, стиле.
- Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
- Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
- Учёт факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность).
- Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
- Учёт и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
- Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
- Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Использование технических средств обучения.
АВТОР: Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса».
НА I ПОЛУГОДИЕ 2008 – 2009 УЧЕБНОГО ГОДА
САЧЕНКО НАСТЯ
1. Стимуляция двигательной активности.
1. Соблюдение двигательного режима в течение дня.
2. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела,
правильную осанку.
3. Ходить в прямом направлении с перешагиванием через предметы,
с поддержкой взрослого, с опорой на ходунки.
4. Развивать зрительно - моторную координацию.
2. Стимуляция функциональных возможностей кистей рук и коррекция
их нарушений.
1. Стимулировать развитие кисти руки: сортировать шарики, кубики,
по размеру и цвету.
2. Развивать подвижность обеих рук, учить перекладывать предметы из рук
в руки, хлопать перед собой, над головой, размахивать вперёд – назад,
вниз – вверх.
3. Формирование навыков конструирования и сенсорного развития с
дидактическим материалом.
1. Учить узнавать и различать предметы по цвету
(красный, жёлтый, синий, зелёный).
2. Упражнять в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями
дидактической коробки.
3. Учить различать некоторые формы (кубик, шарик), обучать
сортировке предметов по форме.
4. Учить размещать кубики, кирпичики по горизонтали и вертикали: учить
выстраивать в один ряд одинаковые кубики (кирпичики на плоскости,
дорожке – «все синие», «все большие»).
Учить выстраивать предметы, чередуя их по разным признакам.
4. Формирование навыков самообслуживания.
1. Учить мыть руки с небольшой помощью взрослых, насухо вытирать их.
2. Учить правильно держать ложку в правой руке, в процессе еды побуждать
ребёнка к самостоятельности.
3. Формировать навык пользования индивидуальными предметами
(носовой платок, салфетка, расчёска).
5. Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи.
1. Расширять запас понимаемых слов.
2. Вводить в речь звукоподражания, облегчённые слова.
6. Развитие игровой и музыкальной деятельности.
1. Учить участвовать в совместных играх (поехали на поезде).
2. Учить с помощью взрослого подбирать предметы и игрушки для игры
выполнять одно и то же игровое действие с разными игрушками.
3. Учить под музыку прихлопывать в ладоши, помахивать погремушкой,
платочком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учите детей общаться
Учите детей общаться...
Консультация для родителей "Учим детей общаться"
Критерии оценки уровня общения детей. Игры , советы, рекомендации для общения с детьми разных типов поведения....
Учите детей общаться
В статье представлены советы для родителей, следование которым будет предполагать развитие личности ребёнка....
Учите детей общаться
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на "то, чему учила меня моя мать", "то, что ...
"Учите детей общаться"
Консультация для родителей и воспитателей ДОУ....
Консультация для родителей: "Учите детей общаться"
-развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;-развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное...
’’ УЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ ’’
В последнее время педагогам и родителям всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. В то время, как общительн...