Если с ребенком трудно общаться
консультация на тему
Советы и рекомендации для родителей,которые помогут в воспитании детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_s_rebenkom_trudno_obshchatsya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Если с ребенком трудно общаться
(рекомендации психолога для родителей.)
Вопросы: С какими проблемами в поведении ребенка Вы сталкиваетесь?
Как часто?
Как Вы и окружающие на это реагируете?
Как Вы пытаетесь помочь своему ребенку? И т.д.
Исследования последних лет и опыт практических действий показали, что современные родители нуждаются в помощи психолога, поскольку многие дети сегодня характеризуются эмоциональной неустойчивостью. У них ярко выражены импульсивность, избыточная эмоциональная чувствительность другие отличаются повышенной ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, третьи – агрессивностью.
Использование разработанных автором памяток-рекомендаций для родителей позволяет формировать новое отношение между детьми и родителями, которое улучшает качество его личности, смягчает условия воспитания, нормализует обстановку в семье.
Агрессивный ребенок
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка (получить игрушку или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить бабушкины очки – разнообразию таких капризов нет предела) не могут быть удовлетворены. Препятствием к удовлетворению желания обычно служит отказ или запрет взрослого, поскольку большая часть таких просьб, требований ребенка не может быть удовлетворена без неприятных последствий. Отказ выполнить подобное желание агрессивного ребенка и приводит к конфликту.
Как правильно вести себя в данной ситуации? Попробуйте перенести активность ребенка в другое русло. Предложите ему какую-нибудь игру или отвлеките его внимание от предмета желания. Это, как правило, позволяет избежать конфликта.
Нередко агрессивность ребенка является формой протеста против завышенных требований взрослых, загоняющих его в жесткие рамки. Подумайте, действительно ли ваши нормы и категоричные требования разумны и необходимы. Отвечают они возможностям ребенка? Приносят ли они ему пользу? А может быть, вам следует изменить тон, форму предъявления требования?
Агрессивность в дошкольном возрасте может возникнуть, если ребенок не популярен в среде сверстников. В разные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы: высокий интеллектуальный уровень, развитая речь, хорошее физическое развитие, ловкость, высокая степень овладения различными видами деятельности. У дошкольников особенно ценятся приятный внешний вид и красивая одежда, общительность готовность делится игрушками. Но доминирующее значение имеет то, насколько дошкольник овладел навыками игры. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников. Если ваш ребенок не отвечает этим требованиям, не имеет адекватных средств общения, то он стремится занять «достойное» положение в группе при помощи кулаков.
Принципы общения с агрессивным ребенком
(Памятка для родителей).
- Помните, сердитый тон, повышенный голос, многочисленные запреты и угрозы - самые неэффективные способы преодоления агрессивности ребенка. Лишь поняв причины его агрессивного поведения и устранив их, вы можете рассчитывать на положительные результаты.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, перенести ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет врага. Вы увидите, как быстро он успокоится.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелесных высказываний о своих друзьях или коллегах ,не стройте планов мести врагам.
- Пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените, принимаете его таким, каким он есть, понимаете проблемы. Не стесняетесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он знает, что очень дорог вам.
Советуем поиграть:
- Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
- "Брыкание". Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
- "Карикатура". Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
- Сделайте вместе с ребенком куклу "Бобо". К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте "лицо". Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
Беспокойный ребенок
Вы начали замечать, что ребенок эмоционально реагирует на все происходящее вокруг. Он стал обидчивым, у него на глазах часто появляются слезы, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребенок пока только учится управлять своими эмоциями в определенных ситуациях. У него еще не очень хорошо получается справляться с ними, но пройдет немного времени, и ваш импульсный малыш станет более уравновешенным, спокойным, даже, может быть, немного замкнутым.
Седьмой год жизни - кризисный, и одним из проявлений кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремится привлечь к себе внимание, и зачастую неадекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения: он начинает ругать за кривляния и истерики, не вполне понимая их причин. И что в результате? Такой искренний и открытый ребенок становится замкнутым и молчаливым и постепенно совсем отдаляется от родителей.
Попробуем понять причины появления неадекватных эмоций. Может быть, ребенок просто не умеет проявлять свои эмоции? А может быть, он стал нервным из-за того, что папа с мамой слишком часто ссорятся? Если ребенок только и слышит, отстань не мешай он становится неуравновешенным, переживая такое отношение со стороны близких. Эти переживания отражаются в его эмоциональных реакциях. Подумайте в чем причина таких реакций неуравновешенности? Может быть, нужно просто изменить отношения в вашей семье?
Принципы общения с беспокойным ребенком
(Памятка для родителей).
- Избегайте крайностей: нельзя позволить ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать. Четко решите для себя, что можно и чего нельзя, и согласуйте со всеми членами семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции. Ведь он подражает вам в своем поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым. В тоже время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, и ему надо это понять и принять.
- Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие . Не надо потакать ребенку, изменяя свои требования. Когда ребенок успокоится, объясните ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Советуем поиграть:
- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние не напряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела.
- Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.
Замкнутый ребенок
Как Вы думаете, чем отличается замкнутый ребенок от застенчивого?
Застенчивый ребенок знает, как обращаться с другими людьми, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый ребенок не хочет вступать в контакт и не знает, как общаться. В этом различии особенностей общения замкнутых и застенчивых детей и кроется секрет коррекции этих личностных качеств.
При работе с застенчивым ребенком мы стараемся сформировать у него коммуникативные умения, а у замкнутого, прежде всего, формируем желание общаться, и развиваем его коммуникативные навыки. Замкнутость ребенка имеет в раннем возрасте обычно такие проявления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна из-за малейших изменений в укладе жизни (переезд на дачу, поездка в гости и т.п.)Для этих детей характерно также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность в незнакомой обстановке.
Как правило, такой ребенок сильно привязан к матери и очень болезненно переносит даже непродолжительное ее отсутствие.
Необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения. Например, разговаривать в присутствии малыша с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Поэтому при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.
Постепенно у ребенка сформируется спокойное и адекватное отношение к общению, разовьются речь и необходимые коммуникативные навыки. Однако замкнутость малыша можно и нужно корректировать.
Принцип общения с замкнутым ребенком
(Памятка для родителей).
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
- Если вы заметили что, не смотря на все ваши усилия, ребенок становится еще более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
Советуем поиграть:
- "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
- "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак").
Конфликтный ребенок
Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но одни дети редко ссорятся и быстро мирятся с товарищами, а других конфликты и ссоры сопровождают постоянно. Существует много факторов, вызывающих ссоры и способствующих развитию конфликтности. Ребенок постоянно задирает своего брата или сестру, детей, с которыми общается, если знает что, ему не дадут сдачи. Возможно такому ребенку не хватает внимания в семье, а драка хороший способ не только привлечь к себе внимание ,но и показать свое превосходство над другими.
Иная ситуация ребенок, который постоянно ищет неприятностей. Кажется, что он специально провоцирует других детей, а в итоге сам оказывается жертвой конфликта. Такой ребенок нуждается в родительской помощи даже больше чем задира, потому что проблемы у него сами по себе не исчезнут.
Очень важно то, насколько родители уверены в своем желании преодолеть конфликтность ребенка. Некоторые, просят ребенка не ссориться, не проявляя при этом должной твердости. Другие родители постоянно сами нервничают, не скрывая, что ждут ссор от своих детей, жалуются на это окружающим, нередко в присутствии ребенка. Третьи быстро смиряются с этой чертой характера ребенка, воспринимают его конфликтное общение как неизбежность.
Однако с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. В первую очередь важно определить причину конфликтности. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он всегда в центре внимания и его желания ублажаются, то, разумеется, ребенок ждет такого же отношения и со стороны других людей. Не получая желаемого внимания, он начинает его добиваться, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.
Возможна обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся за это обиды в ссорах. А может быть ребенок видит, как дома мама ссорится с папой, и просто начинает подражать родителям?
В любом случаи конфликтное поведение ребенка всегда является сигналом, что и с вами что-то не так. Поэтому, будьте готовы к тому, что и вам придется изменить свое поведение, что сделать совсем не просто.
Принципы общения с конфликтным ребенком
(Памятка для родителей).
- Пресекайте попытки ребенка провоцировать ссоры. Следите за собой: не допускайте в семье недружелюбных взглядов друг на друга и никогда не ворчите. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им просто некогда, или нет сил контролировать детей. Именно тогда разражаются «бури».
- Старайтесь объективно разобраться в причинах конфликтной ситуации. Не стремитесь прекратить ссору, обвиняя другого ребенка в возникновении конфликта.
- В присутствии ребенка не обсуждайте проблемы его поведения. Он может утвердить в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать их провоцировать.
- Вмешиваться в ссоры детей следует не всегда. Когда дошкольники что-то не поделили и начали ссориться, лучше с начало просто наблюдать за конфликтом, не вмешиваясь в него. Дети сами смогут найти общий язык. Ведь они только учатся общаться друг с другом.
Советуем поиграть:
- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
- С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия - взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
Застенчивый ребенок
Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощено, и возникать вновь при каких-либо затруднениях.
Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.
Принцип общения с застенчивым ребенком
(Памятка для родителей).
- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым.
Советуем поиграть:
Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
"Колдун" заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
"Сказка". Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
если ребенку трудно подружится
консультация...
"Почему ребенку трудно общаться со сверстниками"
В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д....
Что делать, если с ребенком трудно?
В данной статье представленны некоторые популярные современные книги по воспитанию детей. Предложенны стратегии поведения в сложных ситуациях....
Что делать если с ребенком трудно?
В статье описаны методы, которые помогут научить ребенка регулировать сове поведение, справляться с вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать спорыи разногласия....
«Что делать, если ребенку трудно общаться со сверстниками»
Умение общаться со сверстниками – один из самых важных социальных навыков, который необходимо развивать в раннем детстве для успешного функционирования человека в обществе....
Консультация по теме "Если ребенку трудно" "Если ребенок не хочет"
Консультация для родителей и педагогов по теме...