Что такое игрушка? « Совместная деятельность или процесс развития!».
проект
К моменту появления на свет, в жизни человека появляются первые игрушки. Вначале, это довольно простые устройства, но именно с них начинаются первые шаги в развитии ребенка. В первые месяцы жизни, ребенок учится различать предметы, фокусироваться на них и следить за их движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_3.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
« Совместная деятельность или процесс развития!».
К моменту появления на свет, в жизни человека появляются первые игрушки. Вначале, это довольно простые устройства, но именно с них начинаются первые шаги в развитии ребенка. В первые месяцы жизни, ребенок учится различать предметы, фокусироваться на них и следить за их движением.
Чтобы понять значение игрушки для детей дошкольного и младшего школьного возраста, нужно рассматривать его в контексте игры. Играя, ребенок познает физические свойства предметов, примеряет на себя различные жизненные ситуации, учится общению, развивается как личность. Именно в процессе игры закладываются основы его дальнейшего развития. Помимо развивающих навыков, через общение с игрушкой, ребенок тренирует воображение, умение мыслить нестандартно и творчески.
Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
"А во что же играли деревенские девочки?" - спросите вы. Конечно же, в тряпичных кукол. Мамы ловко мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Причем такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме.
Современный ассортимент игрушек включает, более 10 тыс. наименований.
Большое количество игрушек классифицируют по многим признакам: виду основного материала, из которого они изготовлены; в зависимости от основной педагогической функции, выполняемой игрушкой; возрасту детей, для которых игрушка предназначена; назначению в играх; видам.
По виду основного материала игрушки группируют так: пластмассовые, резиновые, металлические, деревянные, текстильные, бумажно-картонные, стеклянные, керамические, из папье-маше и др.
В зависимости от основной педагогической функции различают игрушки для детского технического творчества, подвижных и спортивных игр, настольные, образные, игрушки-забавы, музыкальные, аттракционные, дидактические, конструкторы для опытов и фокусов, елочные украшения. Различают игрушки для индивидуальных и коллективных игр.
По возрастному назначению подразделяют для детей возрастных групп:
- ясельного - первая группа раннего возраста (1-й год жизни ребенка),
- вторая группа раннего возраста (2-й год жизни ребенка),
- первая младшая группа (3-й год жизни ребенка);
- дошкольного - вторая младшая или средняя группа (4-й и 5-й годы жизни ребенка), старшая группа (6-й год жизни ребенка),
- подготовительная группа к школе (7-й год);
- школьного - младший возраст (7-12 лет), средний (11-15 лет), старший (14-18 лет).
Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно — ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!
Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки — «ребенок хочет именно ее». Или — «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!
Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы вы показали и научили. Иначе — все тот же пыльный угол в детской комнате. И еще: игрушек не должно быть много. Даже если детская завалена уложенными в штабеля слониками, железными дорогами, куклами, ребенок будет убеждать вас, что играть нечем. И он хочет новую железную дорогу, куклу, слоника, конструктор.
При выборе игрушек для своего малыша обращайте внимание на их смысловую направленность. Поверьте, "агрессивная" игрушка вполне может стать причиной излишней агрессивности вашего ребенка. Стоит заранее предусмотреть, как та или иная игрушка будет влиять на становление мировоззрения вашего ребенка.
Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек.
1. Социальный опыт дошкольника как личностное новообразование, являясь результатом освоения ребенком в доступных ему формах окружающей социальной действительности, представляет собой совокупность информационно-ориентационного компонента и выражается в социальных представлениях и понятиях, отношении к социальной сфере жизнедеятельности взрослых, признаках общественной мотивации поведения и навыках социального функционирования.
2. В качестве критериев и показателей, позволяющих определить уровень сформированного социального опыта дошкольников как высокий, средний или низкий, выступают:
- социальная осведомленность, показателями которой являются знания об окружающих объектах социальной действительности предметно-содержательного и функционального характера; знания об основных социальных ролях человека и нормах социального взаимодействия;
- социальная направленность, ее показатели - интерес к социальной сфере жизнедеятельности взрослых; общественная мотивация в ситуации выбора;
- социальное функционирование , его показатели - навыки инструментального характера, оперирование предметами; навыки ролевого функционирования и социального взаимодействия.
3. Детская игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников обладает значительным социально-педагогическим потенциалом, который заключается в воплощенном в ее форме и функциях социальном опыте старших поколений и реализуется в процессе игровой деятельности с игрушками-копиями людей и аналогами природных, социокультурных, бытовых и технических объектов с помощью таких механизмов, как идентификация со взрослыми и подражание их ролевому функционированию, в том числе оперированию необходимыми для этого вещами.
4. Социально-педагогическая классификация современного игрового материала основывается на выделении важнейших социальных сфер человеческой жизнедеятельности и соответствующего им игрового материала и включает три согласованные позиции:
- социальная сфера жизнедеятельности взрослых людей - перечень (наименование) отражающих ее игрушек - аспект обогащения социального опыта ребенка.
5. Педагогическими условиями, способствующими эффективности использования игрушки как средства формирования социального опыта дошкольника, являются:
- осознание специалистами дошкольных учреждений особой роли и возможностей игрушки в формировании социального опыта дошкольников и готовность к их реализации в воспитании детей;
- социально-педагогическая оценка потенциала включаемой в детскую игротеку игрушки в аспекте формирования социального опыта ребенка;
- актуализация наличных знаний и представлений ребенка о социальном функционировании реальных прототипов игрушек, их коррекция и обогащение как предпосылка адекватной и содержательной в социальном плане игровой деятельности;
- организация и педагогическое сопровождение коллективных сюжетно-ролевых игр детей с использованием игрушек.
Так что же такое игрушка? Почему проходят тысячи лет, а этот предмет, в том или ином виде, по-прежнему рядом с человеком? Я думаю, это потому, что игрушка является мощнейшим инструментом познания мира, источником радости, независимо от возраста, средством для общения и проявления всех сторон развивающейся жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.
Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....
Ручной труд. Использование нетрадиционных материалов в совместной деятельности с детьми. Развитие творческих способностей.
Методическая разработка для совместной продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. ...
Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.
Непосредственно образовательная совместная деятельностьпо познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в п...
Совместная деятельность по физическому развитию.
Данный конспект способствует физическому развитию детей,проявляет желание играть вместе и реагировать на указания взрослого....
Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.
В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....
Система планирования совместной деятельности по эстетическому развитию детей в процессе освоения Городецкой росписи"
На примере средней группы...
Развитие образно-пластического творчества в совместной деятельности по физическому развитию
методический семинар...