Роль семьи в формировании трудовых навыков у дошкольников
статья на тему

Наумова Наталья Николаевна

В статье кратко рассматривается процесс формирования трудовых навыков у дошкольников в семье, описаны некоторые ошибки родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_v_formirovanii_trudovyh_navykov.docx92.93 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как институт воспитания незаменим. Ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни: он растет, развивается, постигает жизненный опыт, готовится к вступлению во взрослую жизнь. Семья – одна из важнейших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Роль семьи связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания.http://detki51.nethouse.ru/static/img/0000/0002/8096/28096272.h7u2o7wgom.W665.jpg

В семье ребенок совершает свои первые шаги на пути нравственного, эстетического, духовного освоения мира. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи, в течение всей жизни.

В семье ребенок получает первые трудовые навыки: овладевает навыками самообслуживания, оказывает посильную помощь взрослым в ведении домашнего хозяйства. Один из главных периодов физического, психического и социального роста в жизни ребенка – дошкольный возраст. Именно в этот период развивается у ребенка потребности в чистоте и опрятности, умение выполнять элементарные требования гигиены, культурно вести себя во время еды, соблюдать порядок в одежде, в своем детском уголке.

Обучение навыкам самообслуживания способствует расширению представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорному воспитанию, развитию речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также формированию умений выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, где будет чувствовать себя полноценным его членом. Овладение разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни (в самообслуживании, хозяйственно-бытовой сфере и в других видах деятельности), их совершенствование состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте заключаются в следующем:

– формируется осознание необходимости выполнять бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

– формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

– складываются первые бытовые привычки.

Овладение социально-бытовыми навыками ребенок начинает с наблюдения за  поведением взрослых в повседневной жизни и участия в ней. Например, помогая родителям в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок, он пытается проявить свою самостоятельность, старается сделать все сам. Самостоятельность, в свою очередь, нередко улучшает общую организацию поведения. Именно родители дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

С момента рождения ребенка родители заботятся о чистоте его тела, одежды, постели, посуды (всего того, с чем он соприкасается). По мере того как малыш подрастает, расширяется круг его обязанностей, однако только правильного ухода за ним становится недостаточно. Необходимо добиваться, чтобы ребенок постепенно сам овладевал элементарными социально-бытовыми навыками. Вначале это делается с помощью взрослых, а затем все более самостоятельно. Ежедневно упражняясь, ребенок с каждым разом выполняет эти навыки все увереннее и правильнее.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки.

Ребенок к 5-6 годам способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому и в детском саду.

Многие социально-бытовые навыки, усваиваемые в дошкольном возрасте, постепенно превращаются в привычки. Сначала ребёнок учится мыть руки, в частности мыть их и перед едой, постепенно же это входит в привычку: он начинает испытывать потребность в выполнении этого действия каждый раз, когда надо садиться за стол для еды.

Развивая социально-бытовые навыки, родители пользуются словом, воздействием на ребенка личным примером, поощрениями, разъяснениям, советами. Вместе с этим необходимо грамотно сочетать словесные указания с правильной организацией окружающей среды. Создавать ребенку дома такие условия, которые способствовали бы формированию необходимых навыков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности. Нельзя требовать от ребенка того, что ему не по силам, но вместе с этим необходимо давать ему возможность выполнять то, что ему доступно.

В трудовом воспитании детей существует ряд ошибок, которые порой допускают взрослые.

1. Дети помогают взрослым от случая к случаю лишь тогда, когда их попросят, скажут, что их помощь нужна.

2. Непонимание важности систематического приобщения к домашнему труду – самая распространенная. Это значит, что дети оказывают помощь по дому изредка и лишь по просьбе взрослых.

Каковы последствия? Так называемая устойчивая трудовая привычка у таких детей не вырабатывается. Чтобы этого избежать, у ребенка 5-6 лет, наряду с отдельными заданиями по дому, должны быть и конкретные постоянные поручения. За их выполнение он будет отвечать – так будет воспитываться ответственность.

Безусловно, прежде чем нагружать ребенка какой-либо ответственностью за выполняемую работу, необходимо прежде его научить тому, за что он будет отвечать. Если мы поручаем мытье посуды, то должны убедиться, что мальчик или девочка может это правильно сделать. Для этого нужно неоднократно помыть посуду вместе: сначала лишь показывая, а затем, постепенно предоставляя выполнять эту работу самостоятельно. Далее уже можно договориться о новой обязанности ребенка с ежедневной проверкой. Результатом должна стать привычка выполнять эту работу.

3. Отстранение ребенка от домашнего труда. Родители сами накрывают на стол, моют посуду, делают уборку в детской комнате и т.п. Медленная и не всегда качественная (с позиций взрослых) работа ребенка раздражает их. В таком случае родители предпочитают сделать всё сами.

4. Порой взрослые не считают важным возбуждать интерес ребенка к выполняемой работе по дому, а также сохранять его до окончания трудового процесса. Чтобы работа доставляла малышу радость и не была пыткой, у него обязательно должно быть бодрое настроение. Превратите процесс выполнения работы в игру, привлеките персонажей из любимых сказок, мультфильмов. Особенно, если есть истории, в которых герои выполняли что-то аналогичное.

5. Наказание ребенка за то, ему надоела та или иная работа. На самом деле вина за это лежит на взрослых. Есть родители, которые, поручив ребенку какое-то задание, не контролируют результат. Естественно, что при этом не видно детских трудовых успехов или промахов. В этом случае воспитательное значение такой работы сильно снижается.

6. Мнение, что трудовым воспитанием детей должен заниматься детский сад, приучать их к труду, поскольку там он проводит большую часть времени. В этом случае воспитателям сложно привить детям какое-либо желание трудиться. Ведь дома из-за неправильного отношения к трудовому воспитанию все усилия педагогов без должной поддержки родителей сводятся на нет.

Без воспитания у ребенка любви к труду невозможно его нравственное развитие. Желание трудиться во взрослой жизни закладывается в дошкольный период – ведь никто не хочет вырастить лентяя и лоботряса, сидящего на родительской шее. 

В заключении следует отметить, что семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому именно родителям в первую очередь, необходимо уделять внимание ежедневной работе по развитию социально-бытовых навыков у дошкольников. В свою очередь, овладение их максимальным набором будет способствовать психомоторному развитию ребенка в соответствии с возрастом, его самостоятельности и приобретению уверенности в различных жизненных ситуациях.

Использован материал:

1. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина/№ 1/ Том 3. – Педагогика.

2. Авдеенко Н. Полезные навыки: ошибки родителей при трудовом воспитании детей. - http://detki51.nethouse.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников....

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников

Роль семьи в формировании здорового образа жизни дошкольников...

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"

Консультация для воспитателей "Роль семьи в формировании культуры безопасности у дошкольников. Взаимодействие семьи и ДОО"...

Практическое пособие молодому педагогу по формированию трудовых навыков у дошкольников

Данная презентация раскрывает алгоритм усложнения формирования у дошкольников трудовых навыков с раннего возраста до подготовительной к школе группы. Здесь вы сможете систематизировать свои знания по ...

Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольника

Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольника...