Консультация для родителей: « Роль дидактических игр на развитие грамматического строя речи.»
консультация на тему

Братских Наталья Адольфовна

Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_didakticheskih_igr.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для  родителей:        

   « Роль дидактических игр на развитие грамматического  строя речи

Братских Н.А. – воспитатель 1 квалификационной категории. МБДОУ № 11 «Детский сад комбинированного вида «Полянка» г. Архангельска.

Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.

В дошкольном учреждении осуществляется целенаправленное педагогическое руководство умственным и речевым развитием детей. Программой предусматриваются специальные занятия, на которых ребенка учат правильно говорить. Только при комплексном решении задач умственного и речевого развития, в тесной взаимосвязи задач обучения разным сторонам языка, при правильном соотношении коллективных и индивидуальных форм обучения, возможно обеспечить гармоничное речевое развитие детей, своевременное и правильное формирование грамматического строя языка.

Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Важнейшим видом деятельности дошкольника является игра. Осваивая способы игрового поведения – простое манипулирование игрушками, замещения реальных предметов и действий предметами – заместителями и условными действиями, распределение атрибутов, материалов, ролей, налаживание взаимоотношений в игре, разворачивание сюжета, контроль и пр., - ребенок вынужден осваивать и необходимые для игры способы речевого поведения, функциональные типы высказываний ( комментирующего, планирующего, корректирующего типа; утверждение, отрицание, вопрос, побуждение к действию). В быт, труд, конструирование – всюду ребенок вносит игровой элемент: рисование сопровождается вокализациями, звукоподражаниями, развитием игрового сюжета; сконструированные гаражи и дома включаются в игру с куклами; услышанная сказка становится основой театрализованного действия.

Игра - самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место  исключительно как партнер в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно через ролевое поведение и отдельное предложение, реплики, вопросы. В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Но взрослый не должен ставить перед такими играми дидактические цели, связанные с освоением форм и функций речи. Их формирование – побочный продукт игры.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. И только с её помощью можно обучение детей сделать интересным. В формировании грамматического строя речи детей - дошкольников большую роль играют дидактические игры, которые педагог может использовать не только на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, но и в повседневной жизни. Специальные игры и упражнения для усвоения грамматических форм можно включать в любые другие занятия, использовать их на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня; а так же необходимо рекомендовать родителям использовать чаще такие игры дома.

          Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

           Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

           Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

            Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

           Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

            Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

В процессе дидактических игр с грамматическим содержанием дошкольников обучают тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения: согласование прилагательных и местоимений с существительными ( особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.

Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

Например, в игре «Кто ушел, и кто пришел» закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, образуя нужную грамматическую форму.

Дидактические игры призваны, прежде всего, стимулировать эту детскую самостоятельность. Важнейшие условия здесь – теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой. При этом неуместны надуманные репродуктивные ответы. (Например, скажет Оля: «Не стало ручек», а Васю с колей просят повторить: «Не стало ручек». Как часто  мы видим подобные приемы в детском саду!) Неуместны подчеркнутые исправления ошибок. Более естественным способом коррекции грамматических инноваций является прием, когда взрослый в диалог, фактически подтверждая детское высказывание, распространяет его, включая нормативную форму (ребенок: Праздничать будем. Взрослый: А что мы будем праздновать? День рождения?)

Наряду с играми , имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, в методике имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Такие игры были разработаны замечательными педагогами – О.И. Соловьевой, Л.А.Пеньевской, М.М.Кониной, А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, В.В.Гербовой – для того, чтобы помочь детям в детском саду освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименования детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Таким образом, игры с грамматическим содержанием можно разделить на две группы:

  • Развивающие морфологическую сторону речи;
  • Знакомящие со способами словообразования.

Однако следует подчеркнуть, что ребенку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать  у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Подводя итоги, хочется отметить важность работы с родителями. Родители должны понять всю необходимость формирования у детей грамматически правильной речи, осознать то, что речь взрослого и его реакция на грамматические ошибки играют огромную роль в развитии речи ребёнка. Так как вся работа по развитию речи, как и любая другая

работа, направленная на развитие детей, не может быть успешной, если в ней принимает участие только дошкольное учреждение без поддержки

семьи. Педагог должен познакомить родителей с видами грамматических ошибок детей и рекомендовать различные дидактические игры на их устранение.

  Список используемой литературы:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997.
  2. Арушанова  А. Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение. 1991.
  4. Козлова С. Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика. – Москва,2000.

         

Конспект  НОД  по  речевому  развитию

в  старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

 

Тема: « Составление  сравнительно – описательного рассказа  по  лексической  теме  « Транспорт».

Программное  содержание:

  1. Учить  составлять  сравнительно – описательный  рассказ о  самолёте  и  автобусе  с  опорой  на  схему.
  2. Учить  употреблять  предложения  с  противоположным  союзом « а».

Закреплять  у  детей  употребление  существительных  в  творительном  падеже. Развивать навык  связного  монологического  высказывания.

  1. Развивать  логическое  мышление, произвольное  внимание, память  и              её  процессы.
  2. Воспитывать  у  детей  умение  внимательно  слушать  рассказы  других  детей.

Ход  занятия:

( дети  стоят  около  стола, на  котором  лежит  письмо)

1 часть - Дети, к  нам пришло  письмо  от  Лунтика.

( высыпать  из  конверта  на стол  картинки  с  предметами  транспорта).

Он  обращается  к  нам  с  просьбой  рассказать  ему, на  чём  можно  добраться  в  гости  к  друзьям  в  другой  город, страну.

Давайте  поможем  ему: каждый  возьмёт  себе   картинку  со  стола  и  скажет  полным  ответом, на  чём  можно  доехать, доплыть, или  долететь.

- Как  назвать  все  эти  предметы,  одним  словом? (транспорт)

- Ребята, Лунтик  только  на  картинках  видел  автобус  и  самолёт  и  поэтому их  постоянно  путает. Давайте  ему  поможем  разобраться, чем  они  похожи и Чем  они  отличаются  друг  от  друга. Ну, а  сейчас  сядет  на  стульчик  тот, кто  ответит  мне  на вопрос:

-  Без  чего  не  бывает  автобуса? (назвать  части  автобуса)

( Показываю  игрушку автобус.)

- А теперь  посмотрите  на  этот  автобус, подумайте  и  назовите  части, которые  мы  ещё  не  назвали.

- Скажите,  что  общего  есть  у  автобуса  и  самолёта, что есть  у  того  и  у  другого?

    - А  чем  они  отличаются  друг  от  друга?

2 часть - Давайте  ещё  раз  повторим  всё, о  чём  вы  сейчас  рассказали, и  каждый  из  вас  попробует  составить  рассказ  об  автобусе  и  самолёте, сравнивая  их. Каждый  ваш  рассказ  я  буду  записывать, а  потом  мы  их  отправим  их  Лунтику  в  письме  по  почте. А  помогут  нам  рассказать  об автобусе  и  самолёте  наши  помощники    подсказки – картинки, с  которыми  вы  уже  знакомы.

- Итак, будьте  внимательны, старайтесь  рассказать  как  можно  больше. А  пока  один  из  вас  рассказывает, другие  дети  внимательно  будут  слушать, не  перебивать  и  не  поправлять  рассказ, а после  его  окончания  смогут  добавить  что-то  или  исправить. ( Вариант – один  начинает, другой  заканчивает).

( Выслушиваем  2-3 детей, анализируем)

Физкультминутка: « Самолёт»

Летит  самолёт  высоко – высоко.

Ему  на  посадку  идти  нелегко!

Лётчик  за  кругом  делает  круг….

Ему  самолёт  и  товарищ,  и  друг!

На  взлётную  полосу  летит  самолёт.

Вперёд  побежал  -  и  закончен  полёт.

Двери  открылись, под  трапом  земля.

И  пассажиров  встречают  друзья.

( выслушиваем  ещё  2 -3  рассказа, анализируем)

3 часть - Дети, кто  не  успел  составить   рассказ, вечером  обязательно  всех  выслушаем  в  свободное  время.

- А теперь  давайте встанем полукругом   и  поиграем  с  мячом  

в  игру  « Кто, чем  управляет?» Я буду  начинать  предложение, а  вы  его  заканчивать…

                                 - лётчик, пилот  управляет….  самолётом,

                                 - шофёр  управляет … машиной, автобусом, автомобилем,

                                 - машинист  управляет…  поездом,

                                 - капитан  управляет…  кораблём,

                                 - велосипедист  управляет…  велосипедом,

                                 - космонавт управляет…  ракетой,
                                - лодочник  управляет…  лодкой,

                                 - мотоциклист  управляет … мотоциклом  и  т.д.

Итог: - Итак, наше  занятие  подходит  к  концу. О чём  мы  сегодня  составляли  рассказы? Научились  сравнивать  и  различать  автобус  и  самолёт, чем  помогли  Лунтику. Спасибо, вы были очень внимательны и  старательны. Ваши  рассказы  я  запечатаю  в  конверт  и  обязательно  ему  отправлю  по  почте (случайно  нахожу  в  конверте  наклейки – подарок  от  Лунтика, дарю  их  детям.)

                 

Автор:  Воспитатель  1 квалификационной  категории  -

               Братских Наталья Адольфовна

 МБДОУ  «Детский сад комбинированного  вида № 11 «Полянка»  г. Архангельск, Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов ДОУ "Роль дидактической игры в развитии речи детей".

laquo;Нам необходимо добиваться того,чтобы дидактическая игра былане только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала быобщему развитию ребенка, служилаформированию ег...

Консультация для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка"

Роль дидактических игр в развитии ребенка, в частности его речи очень большая, ведь все обучение строиться именно на них. Значение игр в воспитании детей нельзя преувеличить, так, как только...

Консультация для родителей "Роль дидактических игр в развитии речи ребенка "

Неоценима роль и значение дидактических игр для развития речи   детей дошкольного возраста. Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе которого наиболее эффективно осуществляе...