Игровая деятельность младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему
В процессе развития ребенка и формирование его личности большое значение имеют игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rebenka_igra.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир.
Ребенок не утомляется от сложной игры, если она интересная для него. В игре ребенок думает в полную силу. В игре развивается смекалка, находчивость и восприимчивость. Теоретический ум у ребенка может быть развит только в общении со взрослыми; живой, практический ум-только в игре. Ребенок который в детстве не играл с детьми сразу заметен. Он пассивен, не способен к полноправному общению с другими детьми. Без игры нет и, не может быть, полноценного умственного развития. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, музыкальные игры-забавы. Во многих из этих игр содержание обучения как-бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети , действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобиль» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи название предметов одежды, действий (повесить, положить и т.д). Усвоив от старших подобные игры дети могут играть в них сами, повторяя или изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Особый характер носит игра которую дети создают сами, воспроизведя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д. ). В таких играх тема , содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку). Такие игры называются творческим, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил.
Игрушки которыми пользуются малыши в сюжетной игре передают образы людей, животных, некоторые предметы быта, труда и культуры народа.
- группа: реалистические игрушки передающие типичные черты вида яркий характер, индивидуальные особенности объекта. Например: если игрушка изображает, собаку то у нее соблюдаются пропорции тела, узнается порода.
- группа: условно-образные игрушки. В них могут быть выделены определенные детали, подчеркивающие внешние признаки предмета, позволяющие приспособить игрушку к игре. Примером такой игрушки может служить народная игрушка (конь-качалка, собачка-качалка). Игрушки- самоделки (кулы сшитые из ткани, связанные из ниток, игрушки животные выполняемых из мягких пушистых материалов, машины из легкого дерева и т.д.) являются любимыми игрушками детей.
- группа: игрушки —заместители. Палочка вместо градусника, ножа, морковки.
Физически окрепнуть детям помогают игрушки с которыми можно совершить разнообразные движения (мячи -разные по размеру, машины, тележки, кегли, детские коляски). Играя с ними малыши много ходят, бегают, прыгают и т.д. Они учатся лучше и целенаправленнее ориентироваться в пространстве, движения их становятся более координированными, ловкими, воспитываются чувство равновесия. С такими игрушками дети могут играть и дома, и на улице. На прогулке есть возможность малыша побуждать лазать на невысокой лесенке, швецкой стенке, на горку. Зимой малышу не обойтись без санок, ледянок, он с удовольствием катается на них.
Для развития движений проводятся организованные подвижные игры. Дети третьего года жизни могут производить больше разнообразных движений, с ними можно производить определенные занятия: бег всей группой в определенном направлении, усложненная ходьба, прыжки, движения рук, а так же смена движений по ходу игры. В подвижных играх учавствует вся группа детей. Здесь каждый ребенок должен согласовывать свои движения с движениями остальных детей, а не двигаться изолированно от них. Организованные подвижные игры положительно влияют на поведение детей, направляют их движения в определенном плане, учат выполнять определенные роли (имитировать движения животных и детей).
В игре ребенок может все (прокатиться на лошадке, проскакать на лошадке, пролететь на самолете).
Дидактические игры- игры обучающие. Служат для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и ориентировку в окружающем. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Когда взрослый показывает и называет ребенку предметы наделенные определенными внешними качествами и свойствами (красный и синий кубики, большая и маленькие матрешки) предоставляют детям возможность производить с ними различные действия. Ребенок начинает познавать и выделять внешние качества и свойства различных предметов. Такие дидактические игры: «Кто что ест?», «Кто где спит?», «Отгадай и назови», «Игра в лото», «Игра с парными картинками», «Узнай игрушку на ощупь», «Что растет на огороде», «Геометрическое лото», «Большие и маленькие мячи» и т.д.
Спокойные настольные игры предназначены для умственного развития малышей. Цветная мозаика, разные шнуровки, коробки с отверстиями разной формы, игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. Эти игры хороши для развития движения пальцев, для упражнения в практическом использовании знаний о цвете. Пирамидки, матрешки, разные вкладыши так же увлекают ребенка. Детям нравится собирать и разбирать по убывающей и возрастающей величине.
И так, в процессе развития ребенка и формирование его личности большое значение имеют игры. Во время игры создается бодрое жизнерадостное настроение, повышается жизнедеятельность организма, развивается речь, вырабатывается умение жить в коллективе. Игра дисциплинирует ребенка и помогает создавать хорошие взаимоотношения между детьми.
Используемая литература:
- М.Ф. Дитвинова «Играют непоседы» (от рождения до трех)
- Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», (соответствует ФГТ)
- Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
- Н.А. Карпухина «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке
Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке...
Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников.
использовании игры в экологическом воспитании дошкольников...
Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.
Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.Цель:Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Формировать умение следить за ра...
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие игровой деятельности младших дошкольников»
В последнее время к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной (далее РППС) среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику,...
выступление на тему "Игровая деятельность младших дошкольников"
развитие игровой деятельности дошкольников...
Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.
Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...