Игровая деятельность младших дошкольников
консультация (младшая группа) на тему

В процессе развития ребенка и формирование его личности большое значение имеют игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rebenka_igra.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Для ребенка игра — это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир.

Ребенок не утомляется от сложной игры, если она интересная для него. В игре ребенок думает в полную силу. В игре развивается смекалка, находчивость и восприимчивость. Теоретический ум у ребенка может быть развит только в общении со взрослыми; живой, практический ум-только в  игре. Ребенок который в детстве не играл с детьми сразу заметен. Он пассивен, не способен к полноправному общению с другими детьми. Без игры нет и, не может быть, полноценного умственного развития. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, музыкальные игры-забавы. Во многих из этих игр содержание обучения как-бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Дети , действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробушки и автомобиль» они учатся бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «Научим куклу раздеваться» помогает им запомнить последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи название предметов одежды, действий (повесить, положить и т.д). Усвоив от старших подобные игры дети могут играть в них сами, повторяя или изменяя их содержание, но сохраняя их обучающую основу и правила игры. Особый характер носит игра которую дети создают сами, воспроизведя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д. ). В таких играх тема , содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ведет машину, летчик — самолет, мама учит дочку). Такие игры называются творческим, сюжетно-ролевыми играми. В них игровой сюжет (тема) определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил.

Игрушки которыми пользуются малыши в сюжетной игре передают образы людей, животных, некоторые предметы быта, труда и культуры народа.

  1. группа: реалистические игрушки передающие типичные черты вида яркий характер, индивидуальные особенности объекта. Например: если игрушка изображает, собаку то у нее соблюдаются пропорции тела, узнается порода.
  2. группа: условно-образные игрушки. В них могут быть выделены определенные детали, подчеркивающие внешние признаки предмета, позволяющие приспособить игрушку к игре. Примером такой игрушки может служить народная игрушка (конь-качалка, собачка-качалка). Игрушки- самоделки (кулы сшитые из ткани, связанные из ниток, игрушки животные выполняемых из мягких пушистых материалов, машины из легкого дерева и т.д.) являются любимыми игрушками детей.
  1. группа: игрушки —заместители. Палочка вместо градусника, ножа, морковки.

Физически окрепнуть детям помогают игрушки с которыми можно совершить разнообразные движения (мячи -разные по размеру, машины, тележки, кегли, детские коляски). Играя с ними малыши много ходят, бегают, прыгают и т.д. Они учатся лучше и целенаправленнее ориентироваться в пространстве, движения их становятся более координированными, ловкими, воспитываются чувство равновесия. С такими игрушками дети могут играть и дома, и на улице. На прогулке есть возможность малыша побуждать лазать на невысокой лесенке, швецкой стенке, на горку. Зимой малышу не обойтись без санок, ледянок, он с удовольствием катается на них.

Для развития движений проводятся организованные подвижные игры. Дети третьего года жизни могут производить больше разнообразных движений, с ними можно производить определенные занятия: бег всей группой в определенном направлении, усложненная ходьба, прыжки, движения рук, а так же смена движений по ходу игры. В подвижных играх учавствует вся группа детей. Здесь каждый ребенок должен согласовывать свои движения с движениями остальных детей, а не двигаться изолированно от них. Организованные подвижные игры положительно влияют на поведение детей, направляют их движения в   определенном   плане, учат   выполнять   определенные роли (имитировать движения животных и детей).

В игре ребенок может все (прокатиться на лошадке, проскакать на лошадке, пролететь на самолете).

Дидактические игры- игры обучающие. Служат для развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речи и ориентировку в окружающем. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Когда взрослый показывает и называет ребенку предметы наделенные определенными внешними качествами и свойствами (красный и синий кубики, большая и маленькие матрешки) предоставляют детям возможность производить с ними различные действия. Ребенок начинает познавать и выделять внешние качества и свойства различных предметов. Такие дидактические игры: «Кто что ест?», «Кто где спит?», «Отгадай и назови», «Игра в лото», «Игра с парными картинками», «Узнай игрушку на ощупь», «Что растет на огороде», «Геометрическое лото», «Большие и маленькие мячи» и т.д.

Спокойные настольные игры предназначены для умственного развития малышей. Цветная мозаика, разные шнуровки, коробки с отверстиями разной формы, игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. Эти игры хороши для развития движения пальцев, для упражнения в практическом использовании знаний о цвете. Пирамидки, матрешки, разные вкладыши так же увлекают ребенка. Детям нравится собирать и разбирать по убывающей и возрастающей величине.

И так, в процессе развития ребенка и формирование его личности большое значение имеют игры. Во время игры создается бодрое жизнерадостное настроение, повышается жизнедеятельность организма, развивается речь, вырабатывается умение жить в коллективе. Игра дисциплинирует ребенка и помогает создавать хорошие взаимоотношения между детьми.

Используемая литература:

  1. М.Ф. Дитвинова «Играют непоседы» (от рождения до трех)
  2. Н.Ф.  Губанова   «Развитие     игровой деятельности», (соответствует ФГТ)
  3. Е.В.  Зворыгина   «Первые   сюжетные   игры малышей»
  4. Н.А.  Карпухина   «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке

Организация  двигательной и игровой деятельности младших дошкольников на прогулке...

Экологическое воспитание и развитие в игровой деятельности младших дошкольников.  

использовании игры в экологическом воспитании дошкольников...

Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.

Открытое занятие по театрально-игровой деятельности младших дошкольников на основе фольклорного материала.Цель:Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности.Формировать умение следить за ра...

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие игровой деятельности младших дошкольников»

В последнее время к проблеме формирования развивающей предметно-пространственной (далее РППС) среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику,...

выступление на тему "Игровая деятельность младших дошкольников"

развитие игровой деятельности дошкольников...

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...