о причинах детской агресивности
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
О причинах детской агрессивности
Когда ребенок ведет себя агрессивно, взрослые, как правило, такое поведение осуждают – отчитывают ребенка, наказывают, а если он не исправился, то сами теряют над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию. Иногда агрессивность носит защитный характер, проявляясь в момент опасности, иногда является свойством личности и выражается в целенаправленном разрушительном поведение, проявляясь в деструктивных тенденциях. Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», а также символические примеры из масс – медиа. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере – взрывчатость, гневливость, обидчивость – или является результатом особого созревания нервной системы.
Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития. У спокойного до недавнего времени ребенка появляются черты негативизма, упрямства, своеволия, деспотизма, ревности. Развивается самостоятельность, активность ребёнка, происходит перестройка его социальных взаимоотношений – и агрессия может стать спутником этих перемен.
Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:
1.Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка
2.Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями – сестрами.
3.Наказание и степень контроля со стороны родителей.
4.Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми.
5.Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно чтоб у ребенка были домашние обязанности.
6.Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя. Т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.
7.Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.
Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из – за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.
Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что – то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать.
Рекомендации родителям:
- Учить детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
- Развивать у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) сверстникам, взрослым, живому миру.
- Учить детей различать свои чувства, уметь их понимать и анализировать.
- Помогать адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и «ребенка – жертвы».
- Расширять его представления о том, каким еще способами он может самоутвердиться.
- Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или даже полезными (спортивная секция).
Памятка для родителей
Основные психологические особенности детей
2-3 лет | 3-4 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Мышление наглядно - действенное | Мышление наглядно - образное | Мышление наглядно - образное | Мышление наглядно - образное | Мышление наглядно – образное, проявляются начала вербального |
Общение ситуативно - личностное | Общение ситуативно - личностное | Общение внеситуативно – деловое (первые признаки) | Общение внеситуативно - личностное | Общение внеситуативно - деловое |
Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки | Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству | Взрослый интересен как источник информации | Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению | Взрослый интересен как источник информации, учитель |
Сверстник малоинтересен; общаться трудно | Сверстник малоинтересен; общаться трудно | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высока потребность в общение со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности. | Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны |
Речь словосочетаниями Отвечает на вопрос «Кто (что) это?» Учится понимать речь (глаголы) | Связная речь в стадии формирования Отвечает на вопрос «Что делает?» Учится понимать прилагательные | Хорошие понимание речи. Заканчивается формирование активной речи Отвечает на вопрос «Какой?» Учится излагать мысли | Может связно изложить мысль, пересказать сюжет; описать объект, явление; сформировать предложение или вопрос | Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми |
Способ передачи информации – показ предмета | Способ передачи информации – показ реального явления | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма | Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма |
Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции сильные, легко переключаемые | Эмоции более уравновешенны | Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым | Эмоциональная сфера стабильна |
С 2,5 лет – кризис «Я сам» Возраст конфликтный со взрослыми | До 3,5 лет – кризис «Я сам» Возраст конфликтный со взрослыми | Мирный возраст и со взрослыми, и с детьми | Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин | Формируется образ себя реального и потенциального, осознание причастности к широким сообществам – стране, этносу |
Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство | Объект познания – предметы «здесь и теперь» | Объект познания – то, что «где – то там» | Объект познания – события, удаленные во времени путешествия в историю | Объект познания – учебный предмет |
Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование предметами | Способ познания – конструирование и экспериментирование | Способ познания – рассказы взрослого | Способ познания – представление по рассказам | Способ познания – многократное повторение |
Условие успешности: разнообразная и частосменяемая развивающая среда | Условие успешности - развивающая среда плюс партнерство со взрослыми | Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого | Условие успешности – максимальная опора на наглядность | Условие успешности – отсутствие монотонности |
Игра предметно – манипулятивная, индивидуальная | Появляется игровое действие Игра партнерская – со взрослым, или индивидуальная – с игрушками | Появляется игровая ситуация и ролевой диалог Игра коллективная со сверстниками | Развернутый во времени сюжет Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней | Развернутый во времени сюжет Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней |
Внимание, память, непроизвольны | Внимание, память непроизвольны | Внимание, память непроизвольны | Внимание, память становятся произвольными | Внимание, память произвольны |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Высокая чувствительность к физическому дискомфорту | Меньшая чувствительность a физическому дискомфорту | Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту | Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту |
Формирование ответственной личности
Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы принятии решений и идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, это напоминает анекдотическую ситуацию. «Нельзя научить человека плавать, не пуская его в воду».
Отмечают ответственность двух типов:
1.Тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни самого себя – вот жизненное кредо и постулаты такой личности.
2.Когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства. Второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.
Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Проблема личности состоит в том, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через внешние воздействия
В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, которая утверждает, что понятие личность есть – общественная. В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается с его «спонтанностью». Законы внешне обусловленного развития личности – это внутренние законы. Из этого должны исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.
Отпадает необходимость специально работать над развитием и формированием личности. Строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, и не только сообщало знания, но и развивало мышление, а воспитание снабжало не только правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям которым она подвергается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Причины детского дорожного травматизма"
Данная консультация по правилам дорожного движения подходит для родителей всех возврастных групп....
Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."
Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......
Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...
Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Детская агресивность и ее причины"
Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма
Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"
Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...