о причинах детской агресивности
учебно-методический материал на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_prichinah_detskoy_agressivnosti.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

       О причинах детской агрессивности

      Когда ребенок ведет себя агрессивно, взрослые, как правило, такое поведение осуждают – отчитывают ребенка, наказывают, а если он не исправился, то сами теряют над собой контроль, тем самым только усугубляя непростую ситуацию. Иногда агрессивность носит защитный характер, проявляясь в момент опасности, иногда является свойством личности и выражается в целенаправленном разрушительном поведение, проявляясь в деструктивных тенденциях.  Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: семья, в которой может демонстрироваться и закрепиться агрессивное поведение, сверстники, например, во время игр по принципу «Я самый сильный – мне все можно», а также символические примеры из масс – медиа. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере – взрывчатость, гневливость, обидчивость – или является результатом особого созревания нервной системы.

     Задача взрослых – помочь преодолеть трудности эмоционального развития. У спокойного до недавнего времени ребенка появляются черты негативизма, упрямства, своеволия, деспотизма, ревности. Развивается самостоятельность, активность ребёнка, происходит перестройка его социальных взаимоотношений – и агрессия может стать спутником этих перемен.

     Причины агрессивного поведения разнообразны и зависят от многих факторов в основном относящихся к семейному воспитанию. Наиболее распространенные из них:

1.Неправильная реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка

2.Дисгармоничность семейных отношений в целом: отношения между родителями, родителями и детьми, братьями – сестрами.

3.Наказание и степень контроля со стороны родителей.

4.Разрушенные эмоциональные привязанности между родителями и детьми.

5.Родители не требовательны к своим детям или напротив равнодушны к их социальной успешности. Очень важно чтоб у ребенка были домашние обязанности.

6.Наличие противоречия между воспитуемым и собственным поведением родителя. Т.е. к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

7.Использование таких воспитательных методов, как угрозы, ультиматумы, сознательное лишение любви, частые изоляции. Реакция лишь усугубляется, особенно если родители не испытывают ни вины ни сострадания.

      Общение ребенка с родителем имеет большое значение. Возможность высказать наболевшее  – первый шаг к преодолению агрессивного поведения. Ребенок проявляет агрессию не потому, что он плохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, прежде всего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичным чувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в свою очередь возникают из – за неудовлетворенности базисной потребности в любви и чувства нужности другому человеку.

    Простой просмотр мультфильмов и обсуждение поведения героев может стать определенной терапией. Иногда ребенку сложно объяснить причины своих чувств от первого лица. Спрашивать о том, как он вел себя в той или иной ситуации, что он делал, как он делал. Если ребенка обидели или что – то не понравилось, попросить изобразить с помощью любых средств. И самое главное беседовать.

      Рекомендации родителям:

  1. Учить детей брать ответственность за свои поступки на себя, не сваливать свою вину на других.
  2. Развивать у агрессивных детей чувство эмпатии (сочувствия к другим) сверстникам, взрослым, живому миру.
  3. Учить детей различать свои чувства, уметь их понимать и анализировать.
  4.  Помогать адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и «ребенка – жертвы».
  5. Расширять его представления о том, каким еще способами он может самоутвердиться.
  6. Учить ребенка выплескивать гнев приемлемыми способами (рвать бумажки, стучать надувными игрушками, хоть пластиковыми бутылками) или даже полезными (спортивная секция).  

                 Памятка для родителей  

        Основные психологические особенности детей

    2-3 лет

    3-4 лет

    4-5 лет

    5-6 лет

    6-7 лет

Мышление наглядно - действенное

Мышление наглядно - образное

Мышление наглядно - образное

Мышление наглядно - образное

Мышление наглядно – образное, проявляются начала вербального

Общение ситуативно - личностное

Общение ситуативно - личностное

Общение внеситуативно – деловое (первые признаки)

Общение внеситуативно - личностное

Общение внеситуативно - деловое

Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки

Взрослый интересен как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Взрослый интересен как источник информации

Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению

Взрослый интересен как источник информации, учитель

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник малоинтересен; общаться трудно

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высока потребность в общение со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности.

Сверстник интересен как партнер по сюжетной игре. Высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны

Речь словосочетаниями

Отвечает на вопрос «Кто (что) это?»

Учится понимать речь (глаголы)

Связная речь в стадии формирования

Отвечает на вопрос «Что делает?»

Учится понимать прилагательные

Хорошие понимание речи. Заканчивается формирование активной речи

Отвечает на вопрос «Какой?»

Учится излагать мысли

Может связно изложить мысль, пересказать сюжет; описать объект, явление; сформировать предложение или вопрос

Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения

Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми

Способ передачи информации – показ предмета

Способ передачи информации – показ реального явления

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Способ передачи информации – рассказ или показ книги, фильма

Эмоции сильные, легко переключаемые

Эмоции сильные, легко переключаемые

Эмоции более уравновешенны

Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым

Эмоциональная сфера стабильна

С 2,5 лет – кризис «Я сам»

Возраст конфликтный со взрослыми

До 3,5 лет – кризис «Я сам»

Возраст конфликтный со взрослыми

Мирный возраст и со взрослыми, и с детьми

Происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин

Формируется образ себя реального и потенциального, осознание причастности к широким сообществам – стране, этносу

Объект познания – предметы «здесь и теперь»; их внутреннее устройство

Объект познания – предметы «здесь и теперь»

Объект познания – то, что «где – то там»

Объект познания – события, удаленные во времени путешествия в историю

Объект познания – учебный предмет

Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование предметами

Способ познания – конструирование и экспериментирование

Способ познания – рассказы взрослого

Способ познания – представление по рассказам

Способ познания – многократное повторение

Условие успешности: разнообразная и частосменяемая развивающая среда

Условие успешности  - развивающая среда плюс партнерство со взрослыми

Условие успешности – хорошая речь и кругозор взрослого

Условие успешности – максимальная опора на наглядность

Условие успешности – отсутствие монотонности

Игра предметно – манипулятивная, индивидуальная

Появляется игровое действие

Игра партнерская – со взрослым, или индивидуальная – с игрушками

Появляется игровая ситуация и ролевой диалог

Игра коллективная со сверстниками

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Развернутый во времени сюжет

Игра в стабильной игровой компании, растянута во времени на несколько дней

Внимание, память, непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память непроизвольны

Внимание, память становятся произвольными

Внимание, память произвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность a физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту

   Формирование ответственной личности

     Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы принятии решений и идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, это напоминает анекдотическую ситуацию. «Нельзя научить человека плавать, не пуская его в воду».

     Отмечают ответственность двух типов:

1.Тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни самого себя – вот жизненное кредо и постулаты такой личности.

2.Когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства. Второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.

     Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Проблема личности состоит в том, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через внешние воздействия

     В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрения, которая утверждает, что понятие личность есть – общественная. В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочетается с его «спонтанностью». Законы внешне обусловленного развития личности – это внутренние законы. Из этого должны исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

      Отпадает необходимость специально работать над развитием и формированием личности. Строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, и не только сообщало знания, но и развивало мышление, а воспитание снабжало не только правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям которым она подвергается.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Причины детского дорожного травматизма"

Данная консультация по правилам дорожного движения подходит для родителей всех возврастных групп....

Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Консультация для родителей "Детская агресивность и ее причины"

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в общ...

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма

Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...