Школа для родителей детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему
Школа для родителей детей раннего возраста "Маленький человек в новой среде"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_dlya_roditeley_detey_rannego_vozrasta.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа для родителей
детей раннего возраста
Маленький человек в новой среде
(проблема адаптации)
Материал подготовлен воспитателями
Сапуновой М.Б. и Федоренко Г.З.
Маленький человек в новой среде
(проблема адаптации)
Адаптация как приспособленность к новой обстановке детского сада включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психофизиологических особенностей ребенка, характера отношений в его семье, воспитания и условий его пребывания в яслях или детском саду.
До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно эмоционально чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к яслям: на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены. Если сравнить детей, посещающих ясли, с воспитывающимися дома, можно убедиться: вследствие стресса ясельные дети более возбудимы и чаще болеют. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния, вплоть до невроза.
Однако дети, отстающие в эмоциональном развитии, и
дети с низкими интеллектуальными показателями адаптируются значительно легче или совсем легко, не будучи привязанными к матери и не испытывая глубоких переживаний от разлуки с нею.
Казалось бы, это парадокс, но чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Ребенок, отданный в ясли до года, в 7—8 мес, привыкает к новой обстановке значительно легче, он не испытывает слишком сильной тревоги при встрече с незнакомыми людьми, быстрее привыкает к ним. Первичные эмоциональные контакты устанавливаются у него не с матерью, а со сверстниками, с другой стороны, надо понимать, что отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, впоследствии они могут вырасти неспособными на глубокое чувство любви, привязанности, редко чувствуют вину или испытывают сострадание к близкому человеку.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница е адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они сильнее привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с нею. Хуже всех чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с | флегматическим темпераментом.. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Воспитатели повторяют ошибки родителей, если постоянно подстегивают медлительных детей и не дают им возможности гости быть самими собой.
Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен впервые годы жизни. У левшей, как известно, активнее работает , правое полушарие, более чувствительное к воздействию отрицательных эмоциональных и факторов.
По нашим наблюдениям, средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет : в яслях 7—10 дней; в детском саду в 3 года — 2—3 недели в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в школе.. Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть в их поведении и общие закономерности. До 3 лет у детей, тяжело переживающих смену обстановки, невротическая реакция выражается беспокойством, страхом и депрессивными состояниями (заторможенность, вялость, безучастность); этот период длится, по крайней мере, несколько месяцев — особенно у детей, эмоционально зависимых от родителей. В детском саду в их поведении будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые и дома, — но уже в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Процесс адаптации в подобных случаях растягивается на год и больше. Адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма — и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекционными заболеваниями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста велика вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т.е. психомоторных нервных нарушений.
Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом,
наоборот, будут в первую очередь возбуждаться. Происходит, как видим, аффективное заострение врожденного темперамента. Это особенно заметно у флегматичных детей в первое время посещения ими детского сада. Реактивное заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы.
Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры (неумение принимать и играть роли в старшем дошкольном возрасте).
Постоянного внимания воспитателей требуют боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.
Многие проблемы адаптации коренятся в семье ребенка. Труднее адаптируются единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, на что тот отвечает еще большей аффективно заостренной или невротической привязанностью.
Хуже всего адаптируются мальчики, лишенные необходимой психологической защиты со стороны отца, если его нет в семье, или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.
Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.
Существенной причиной затрудненной адаптации будут и необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкому общению со сверстниками в группе.
Важно учитывать, что в период привыкания к детскому учреждению дети чувствуют себя в группе скованно, они вынуждены сдерживать свои эмоции, а это приводит к накоплению внутреннего напряжения, которое может стать причиной пс-1оэтому дома, в привычной остановке, следует как можно больше играть в веселые 1жные игры и в полной сражать эмоции — как гак и взрослым.
Помочь маленькому ребенку приспособиться к новой соцсреде, чтобы адаптация легко и безболезненно?
Этот вопрос волнует всех, кто г с малышами. И ответ на него прост как для родителей и для педагогов. Начнем с того, что, как ни , взрослые гораздо хуже адаптируются в этой новой для :обстановке, чем дети. Поэтому одна из главных задач ) состоит в оказании помощи именно взрослым. :не секрет, что взрослые сами могут создать обстановку тревожности , страха, необдуманно выражаю свои чувства, очень болезненно расставаясь с малышом, недоверчиво относясь к педагогам, сердобольные бабушки «вступаются за внуков, отговаривая родителей отдавать их в детский сад, они создают неблагоприятную атмосферу для своего любимца. Мы проводим соответствующие беседы, консультации, практические мероприятия. Приглашаем родителей и бабушек на игры. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду, режимом, питанием, мелями и специалистами, .Большую помощь родителям оказывает психолог, разъясняя, как должны вести себя родные и близкие и заранее выясняя все, что может рассказать о ребенке прежде всего его мама (как ребенок спит, с кем и как ест и т.д.). Беседа проходит в теплой и доверительной атмосфере.
Из бесед порой становится ясно, что не только ребенок, но и родители не готовы к тому, чтобы ребенок посещал детский сад. И им самим надо помочь.
Очень важно, чтобы первым помощником воспитателя был самый близкий для ребенка человек — мама, папа, бабушка.
Советы родителям
Расскажите ребенку о детском саде, куда он будет ходить, покажите ему детский сад. Погуляйте с ним на площадке, побудьте в группе и ребенок почувствует себя увереннее и спокойнее. Детей всегда пугает неизвестность. Пусть ребенок немного привыкнет к воспитателю, расширяет круг общения.
Дома поговорите о предстоящем событии только положительно, воспитателей называю по имени и отчеству.
Наберитесь терпения, говорите с ребенком ласково и с любовью, смотрите ему в глаза.
Приучайте к самостоятельности: пить из чашки, пользоваться ложкой и горшком. одеваться. расстаньтесь заранее с соской и памперсов.
Что должен знать воспитатель о будущем воспитаннике?
Преобладающее настроение ребенка (бодрое, подавленное, неустойчивое и т.д.).
Характер засыпания (быстрый, медленный).
Длительность сна и его характер.
Аппетит ребенка.
Нежелательные привычки.
Навыки самообслуживания.
В этом году в практику многих садов вошла организация консультативных центров для родителей, где они могут задать вопросы. Среди наиболее частых следующие.
Что ребенок должен уметь, придя в ясли (сад)?
Можно ли продолжать пользоваться памперсами, пить из бутылочки?
Сколько детей в группе? Какое образование имеет педагог?
Какой режим в детском саду?
Кто кормит ребенка и одевает?
Сколько раз гуляют дети?
Какая пища в рационе дня?
Много ли в группе игрушек?
Вопросы родителей побудили педагогов составить рекомендации, как отучить ребенка от соски и т.д.
Если родитель услышал ответы на волнующие его вопросы, он придет еще раз, что в конечном итоге будет залогом успешного развития ребенка в детском саду.
Хотелось бы сказать несколько слов и о трудностях, которые испытывают не только родители, но и воспитатели в первые дни адаптации детей, и дать им маленькие советы, выработанные более чем за 40 лет работы нашего коллектива с малышами. Жизнь вокруг нас неумолимо меняется, но педагог должен быть:
- всегда на высоте;
- добрым, чутким и терпеливым;
- готовым, если надо, песню спеть, рассказать сказку, пожалеть, приласкать;
- отзывчивым и внимательным к просьбам родителей, особенно в первые дни адаптации ребенка.
Особое внимание следует обратить на сон ребенка: если ребенок плохо засыпает, часто пробуждается — значит будет раздражительным в течение дня. Мы ввели в практику хронометраж сна который показывает, как ребенок засыпает, когда просыпается. Проведя такие наблюдения в течение нескольких дней, воспитатели выходят на беседу с психологом и родителями. Вместе ищут пути исправления этого положения. Если есть взаимопонимание между педагогом, ребенком и родителями, все будет хорошо.
Чем больше ласки получит ребенок, любви и тепла, тем комфортнее он будет развиваться, тем легче с ним будет и воспитателям и родителям.
Рекомендации для воспитателей в период адаптации детей ясельных групп
- Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 ч, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.
- Новых детей следует принимать на адаптацию постепенно, в неделю не более двух малышей.
- К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.
- Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их и родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить в группе благополучный эмоциональный климат.
Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества: потешек, пестушек, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы (заводные, музыкальные, водяные и др.) в качестве сюрпризного момента.
- Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.
- Приобщайте родителей к общественной работе в детском саду: уборке листьев, снега на участке, проведению разных конкурсов мероприятий.
- Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент.
- Детские работы необходимо выставлять для обозрения родителям, чтобы они могли видеть, чем ребенок занимается в группе, и обсудить с ним успехи.
10. При необходимости следует направить родителей за помощью к другим специалистам детского сада (психологу, музыкальному руководителю, старшему воспитателю, медсестре и др.). Следует подчеркнуть, что слаженная работа всех этих специалистов крайне необходима, как и привлечение родителей к решению проблем адаптации ребенка. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.
Роль родителей в процессе адаптации ребенка к яслям
Быть родителями — это искусство. Однако если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе — проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, суметь встать на его место, особенно в критические для него периоды, одним из которых, несомненно, является период привыкания ребенка к детскому учреждению.
Первое, что должны уметь родители, — быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям. Ребенку непременно передадутся эти чувства.
Мама Маши, очень неуверенная в себе женщина, перенесшая психологическую травму, вследствие которой она часто кричит на девочку, ей не хватает терпения в разрешении повседневных конфликтов с ребенком. Маша плохо адаптируется к детскому саду, капризничает, болеет. Улучшение произошло, когда папа, более уравновешенный и спокойный, стал приводить девочку в детский сад.
Ваш образ жизни — семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главными факторами в развитии личности ребенка. Дети воспринимают нормы поведения в обществе, усваивая таковые в семье, на ее примере они учатся взаимодействию с людьми. Плохое поведение ребенка чаще всего свидетельствует о том, что он не чувствует себя защищенным.
Семья Нади живет обособленно, здесь не бывает гостей, родители замкнуты и необщительны. Надя не бывает на детских площадках, не играет с другими детьми. В детском саду адаптируется плохо, с детьми не общается, не ест, всегда напряжена. Большого труда стоило воспитателям и психологам «расшевелить» девочку, сделать ее более контактной.
Особенно чувствительны к семейным проблемам мальчики. Разлады в семье, а тем более развод родителей скверно сказываются на благополучии детей. Дети становятся тревожными, тревога проявляется в виде агрессии и дурного поведения, в следствие чего и адаптация ребенка к детскому саду проходит с большим трудом.
Поддерживайте в доме атмосферу, лишенную напряжения, выясняйте отношения с супругом в отсутствии детей. Дайте ребенку понять, что он занимает в семье очень важное место, что он любим, что его интересы — это ваши интересы
Не бойтесь признаться в своей неправоте, если вы действительно были не правы: сорвались, незаслуженно поругали малыша.
Каждому из родителей надо избегать указаний, противоречащих мнению другого родителя; это сбивает ребенка с толку и порождает у него тревогу. Поэтому
добивайтесь согласованности своих действий.
Ясно выражайте ребенку свои требования, мягко и доступно объясните, чего вы хотите него. Например, недостаточно сказать «веди себя хорошо», если вы хотите тишины, а ребенок расшалился. Попросите о не шуметь (спокойно и доброжелательно, без раздражения.
Проявляйте свои мысли и чувства без агрессивности, внимательно слушайте ребенка. Не забывайте оставлять времени для себя: почитайте, отдохните. Ваше спокойствие нужны прежде всего вашему малышу
Знайте, что трудности и переживания, подобные вашим, :испытывают все родители, отдающие детей в детские учреждения.
И еще один совет, который поможет и вам и ребенку пережить непростой период привыкания к новым условиям жизни: найдите спокойное уединенное место и 5 мин свободного времени. Вдохните носом воздух, выдохните ртом. Закройте глаза. Дыхание спокойное. Представьте своего ребенка, его личико, его одежду, вообразите его играющим в группе. Мысленно передайте ему свою любовь, силу, исходящую от вас... Откройте глаза, улыбнитесь.
Удачи вам и вашим малышам в привыкании ко второму дому — детскому саду.
Рекомендации родителям в адаптационный период детей раннего возраста Чтобы ваш ребенок привыкал к детскому саду безболезненно, рекомендуем следующее.
1. За месяц до поступления ребенка в детский сад придерживайтесь дома режимных требований данного учреждения:
- завтрак в 8.30, обед в 12.00, сон с 13.00 до 15.00;
- заранее ознакомившись с меню, по возможности готовьте дома некоторые блюда (включая полный набор — первое, второе, третье);
- позаботьтесь о навыках самообслуживания у ребенка.
- Подберите ребенку удобную одежду и обувь, чтобы они соответствовали нужному размеру. Желательно надевать ребенку носки и хлопчатобумажные колготки, их легче снять и надеть, в них не потеют ножки.
- Собирая ребенка в детский сад, не торопите его, при этом не раздражайтесь сами.
- Приводите ребенка в детский сад заблаговременно, чтобы он успел поиграть в игрушки до завтрака.
- Ребенок должен постепенно привыкать к режиму в детском саду: приведите его вначале на 2 ч, постепенно увеличивая время его пребывания в детском саду до обеда, и только потом оставляйте на целый день.
- Приучайтесь с первого дня посещения ребенком детского сада соблюдать порядок и аккуратность в детском шкафчике. Все вещи должны висеть на пришитых петельках, лишних вещей в шкафу быть не должно. Все вещи должны быть заранее помечены, чтобы без труда ребенок и воспитатель могли их найти.
- Если до посещения детского сада вы не отучили ребенка от вредных привычек, то во время адаптации нельзя сразу отнимать ребенка от пустышки, бутылки и т.д.
Необходимо рассказать воспитателю об индивидуальных особенностей ребенка, чтобы воспитателю было легче найти к нему подход. 9. Можете дать ребенку в сад его любимую игрушку, она будет напоминать ему о доме.
- Придя с ребенком в детский сад и раздев его, будьте спокойны при прощании: тревожное состояние матери неблагоприятно влияет на ребенка.
- Интересуйтесь у ребенка, как у него прошел день, чем он занимался, в какие играл игрушки? Ребенок с удовольствием с вами поделится и будет знать, что его пребывание в детском саду вам не безразлично.
- Ребенок должен слышать правильное обращение родителей к воспитателям (по имени и отчеству). Учите его тому же.
- Обязательно смотрите рисунки и поделки своих детей. Непременно похвалите ребенка, восхититесь его умениями. Это придаст ему уверенности в себе.
- Не пугайте ребенка детским садом, чтобы у него не сложилось негативного отношения к детскому саду.
- Прислушивайтесь к советам воспитателей, так как они с вашим ребенком находятся большую часть времени и готовы помочь вам.
Уважаемые родители, если вы будете придерживаться наших рекомендаций, то ваш ребенок быстрее адаптируется в детском саду.
Рекомендации для воспитателей Опыт работы с маленькими детьми помог прийти к выводу, что первый день посещения группы должен пройти для малыша с самым близким человеком — мамой. Взявшись за руки, мы дружно отправляемся на экскурсию.
Ребенок вместе с мамой рассматривает игры, игрушки, называет предметы, катает кукол в коляске, катается с горки на прогулке. В умывальной комнате моет руки, вытирает полотенцем, вешает его в шкафчик с яркой картинкой. Вот его горшок, он может сесть. Вот его кроватка в спальной комнате, он может полежать, согреть подушку, найти под ней мешочек с ароматной травой или игрушку. Ребенок делится своими впечатлениями, новизна радует его, а не пугает, поэтому на следующей день он приходит уже в знакомую обстановку, тревожные моменты сглажены. Теперь ему гораздо легче провести здесь несколько часов одному, без мамы. Потом еще чуть дольше, а потом и весь день.
Некоторым мамам мы предлагали посидеть за столом во время обеда и познакомиться с блюдами меню. Все это положительно отразилось на адаптации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма совместной деятельности воспитателя с детьми на месяц. II группа раннего возраста (по программе "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы)
Циклограмма поможет воспитателям более полно и качественно планировать свою работу в соответствии с программой "От рождения до школы"....
Статья. «Создание условий для благоприятной адаптации детей раннего возраста со зрительной патологией как следствие успешной подготовки к школе»
«Преемственность в работе детского сада и школы по здоровьесбережению воспитанников/обучающихся»...
Работа с родителями. Клуб "Мамина школа". "Ранний возраст - золотая пора сенсорного развития". (Интерактивные формы работы)
Конспект занятия в клубе для родителей "Ранний возрас - золотая пора сенсорного развития", консультация для родителей "Сенсорные игры дома"...
Школа матери "Малый фольклор в жизни детей раннего возраста"
Использование малого фольклора в жизни детей раннего возраста...
Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" вторая группа раннего возраста
Комплексно-тематическое планирование вторая группа раннего возраста...
Наглядные пособия. Демонстрационный материал по развитию речи. Программа «От рождения до школы», вторая группа раннего возраста
Демонстрационный материал...
Рабочая программа "От рождения до школы"2 группа раннего возраста
Программа разработана на основе общей программы "От рождения до школы."...