«Нужны ли нам сказки»
консультация (старшая группа) на тему

«Нужны ли нам сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nuzhny_li_nam_skazki.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

«Нужны ли нам сказки»


«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

Сказка - весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов, а также устойчивостью компонентов. Сказка, несмотря на значительную роль фантастики, имеет жизненные основания: в ней в особой форме отражается действительность и раскрываются, как говорил В.И.Ленин, чаяния и ожидания народные.

Сказки на Руси известны с давних времен. Рассказывание сказок -старый русский обычай. На протяжении веков русский народ создавал бесценные памятники искусства слова. И кто же не знает сказку? Конечно, все знают. Велико число сказок, а ведь мы знаем не более десяти - двадцати. Но не только количество запомнившихся сказок является свидетельством их знаний. Ведь сказка - это не рассказ, не стихотворение, которое мы читаем в книгах. Нужно уметь их рассказывать так, чтобы слушали, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись. Так кто же их создал — эти сказки. Народные сказки создал сам народ, они передавались из уст в уста, рассказывались сказочниками, которые их сочиняли и исполняли их. Рассказывая сказку, не нужно все передавать из слова в слово. Ведь сказка — это не стихотворение, которое заучивают наизусть. Главное - передать содержание сказки, характер ее героев.

Прежде чем попасть в книгу, сказки были услышаны из уст сказочников и записаны людьми редкой профессии - фольклористами. Главным собирателем и издателем русских народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Впервые «Народные русские сказки» А.Н.Афанасьева увидели свет в 1855-1864 годах. До сих пор - это самый большой сборник сказок (их свыше 600). В советское время сказки успешно собирали многие фольклористы, в том числе М.К.Азадовский, И.В.Карнаухова, А.РГ.Никифоров и другие. Благодаря усилиям многих и многих, собирателей-энтузиастов, мы обладаем сейчас бесчисленными сказочными богатствами.

Повествуя о жизни народа, сказки передавали взаимоотношения людей, высмеивали пороки общества, вставали на защиту угнетенных и обездоленных, выражали мечты народа о справедливости, о торжестве добра над злом. Они занимательны и увлекательны, являются прекрасным учебником жизни.

Сказка повествует о том, чего не было? Так зачем же они? Но, как сказал А.С.Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, презирать хитрецов, льстецов, ненавидеть зло, быть смелыми, дружными. В сказках говорится о том, что 'хорошо, и что такое плохо. Они предостерегают от дурных


поступков: нельзя быть непослушным, из дому уходить (лиса унесет, как унесла петушка), нельзя быть злым и завистливым — у разбитого корыта останешься, нельзя нарушать запреты взрослых (козленочком станешь) и т.д. Вот вам и народная педагогика.

Попытки выделения типов русских сказок и построения их классификации начались еще в первой половине XIX века, когда И.П.Сахаров разделил их по характерам героев (богатыри, удалые люди, дурачки, умники, чудовища и прочее). Но так, как персонажи этого типа действовали в разного вида сказках, а кроме того, Сахаров не учел сказки о животных, то предложенная им классификация не привилась в науке.

В сборнике А.Н.Афанасьева «Народные сказки» (т. 1-3) выделены три раздела: сказки о животных, сказки волшебные и сказки бытовые. Каждая из названных разновидностей имеет свои сюжеты, персонажи, поэтику и стиль.

Сказки о животных — своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдения над животными чел овека первобытного общества - охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, и растения. Животные говорят и действуют как люди. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость. Лиса - хитрая, волк - глупый и жадный, медведь -доверчивый, заяц — трусливый. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров. Образы животных стали средством морального поучения. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман с целью наживы. В сказке «Кот на воеводстве» — лесные звери обязаны приносить воеводе все, что ему нужно. В сказке «Кот и лиса» лиса выходит замуж за кота, выдает его за страшного зверя; лесные звери вынуждены ему прислуживать, а кот свободно всех обирает и прижимает.

Структура сказок о животных довольно проста. Весьма типична для сказок о животных так называемая комулятивная. или цепочная структура. «Петух подавился бобовым зернышком, курица бегает от одного к другому, просит помощи, пока не спасает петуха («Бобовое зернышко»). Такая же структура в сказках «Теремок», «Колобок». Началу сказок свойственная конструкция «Жили-были старик и старуха», «Жили-были лиса да заяц» и т.п. Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений, побеждают злых и сильных, прославление такой приносит слушателям моральное удовлетворение.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны в народе. Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально-бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в


необычности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря
тому,  что определенные персонажи способны вызвать чудесные явления,
которые могут возникнуть в результате использования чудесных предметов,
в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Сюжеты
волшебных сказок построены на цепи чудес. Сказка полна мотивов,
содержащих в себе веру в существование потустороннего мира и
возможность возвращения оттуда; представление о смерти, заключенной в
какой-либо материальный предмет (яйцо, ящик, цветок); о чудесном
рождении (от съеденной рыбы, выпитой воды и т.п.); о превращении людей в
животных, птиц, рыб, насекомых, о возможности браков с животными и т.д.
М.Горький называл «поучительной выдумкой»        изумительной

способностью «человеческой мысли заглядывать вперед факта». Происхождение фантастики имеет свои корни в особенностях уклада жизни и в мечте людей о господстве над природой.

Среди сюжетов русских волшебных сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Три царства: золотое, серебряное, медное», «Чудесное бегство», «Волшебное кольцо», «Сивка-Бурка», «Иван — медвежье ушко», «Безручка», «Мертвая царевна».

Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Им свойственно наличие особых элементов, которые получили название присказок, зачинов, концовок.

Некоторые сказки начинаются присказками - шутливыми прибаутками, не связанными сюжетом. Они обычно ритмичны и рифмованны. Цель их — привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь. Так, сказка «Иван Сученко и белый Полянин» имеет присказку: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут - похваляются, сами собой забавляются; были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем баба деревенская теста! Это присказка, сказка будет впереди».

За присказкой следует зачин, начинающий повествование. Его роль, чтобы перенести слушателя в сказочный мир. Зачин говорит о времени и месте действия, обстановке, действующих лицах. Наиболее употребителен зачин «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».

Сказка иногда имеет и концовку. Она носит шуточный характер, ритмична, рифмованна, переключает внимание слушателя от сказочного мира к реальному. Существует несколько видов концовок. Наиболее простая «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Концовка может заключать в себе вывод, заключение «Стали они жить благополучно - в радости и спокойствии, и теперь живут, хлеб жуют», «Иван-царевич простил ее и взял к себе; стали все вместе жить-поживать, лиха избывать». Кроме концовок может быть конечная присказка «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»


Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: положительные, тщательные.

Иван-царевич -- герой самых популярных волшебных сказок: «Иванович и серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист — ясный сокол», «Царевна-лягушка» и т.п. Он совершает различные подвиги: побеждает Кощея, сражается с войском Бабы-Яги, побеждает Змея. Он представлен в сказках как народный герой, многим помогает: и животным, и птицам. Ивану-царевичу и Иванушке-дурачку обычно содействуют в достижении цели лица и животные, которые способны совершать чудеса. В такой роли нередко выступают жены или невесты героев: Василиса Премудрая, Елена .-мудрая; помогают героям богатыри-великаны: Дубыня, Верин-дуб, Объедало и Оживало; помогают животные: Сивка-Бурка, Серый Волк, Собака, Кот и другие, которым помог или которых спас герой.

Важную роль выполняют чудесные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, гусли-самогуды, дубина-самобейка, шапка-невидимка, живая и мертвая вода. Пользуются герои, особенно при бегстве, гребешком, который если бросишь, превращается в густой лес; платком — ; вращающимся в реку, озеро; волшебное зеркальце — которое показывает, что происходит вдалеке.

Антитипичная композиция волшебных сказок определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Наиболее часто выступают в сказках Баба-Яга, Змей и Кощей Бессмертный. Победа героя над ними - торжество добра и справедливости.

Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально-бытовых. Социально-бытовые сказки очень кратки. В центре сюжета, как правило, один эпизод. Действие развивается быстро, без замедлений, нет повторений эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке.

Повествование очень простое, лишенной так называемой обрядности, свойственной волшебным сказкам. Развит диалог от лица условного рассказчика выполняет роль пояснений или ремарок. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость; темой другой служат людские «пороки», в них осмеивается лень, глупость, упрямство.

Сюжет о том, как мужик одурачил барина в разных формах и вариациях, весьма очень популярен в сказках. Так, в одной сказке Горшеня заставляет барина везти себя на спине. Барин в сказках представлен как глупый, не знающий жизни, жадный, жестокий, спесивый; мужик умнее его, толковее, честнее.

Идейный смысл социально-бытовых сказок состоит в том, что в них критикуется угнетатель, обиратель народа; в сказках выражаются чаяния и ожидания народные, мечты о социальной справедливости, счастливой и спокойной жизни. В отличие от волшебных сказок, где борьба добра и зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в


реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях

Несправедливые социальные порядки обличаются с едкостью и беспощадностью, бытовые неурядицы осмеиваются в тоне незлобливой и остроумной шутки. Наиболее популярен образ Иванушки-дурачка. Он, как говорится в сказке, «набитый дурак» и совершает нелепые поступки: едучи с ярмарки с горшками, накрывает ими пни или верстовые столбы, чтобы тем не было холодно, галушками кормит свою тень.

Во  многих  типах  социально-бытовых  сказок  важную  роль  играет солдат.   Его образ весьма оригинален. Это «бывалый» солдат, который умеет мастерить. и рассказывать сказку, и перехитрить кого надо.

Социально-бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны,

иногда заканчиваются присказкой. В.Г.Белинский говорил, что в них видны

«быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый русский  ум,   столь  наклонный  к иронии,  столь  простодушный  в своем лукавстве?». (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. Т.5. – М,. 1954. -с. 668)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка передвижка "Нужны ли детям сказки"

tit.jpg 1.jpghttp://letitbit.net/download/85064.8342146ffab0222b1d948c0a0af6/%25D0%25BD%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25BD%25D1%258B_%25D0%25BB%25D0%25B8_%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%258F%25D0%25BC...

Нужна ли экологическая сказка?

Статья на тему экологическое воспитание в детском саду....

Нужна ли экологическая сказка?

Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истин­ных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребе­нок познает мир ...

Нужны ли детям сказки?

Статья о необходимости чтения сказок детям дошкольного возраста...

"Нужны ли детям сказки."

Консультация для родителей о необходимости чтения детям сказок.с раннего возраста....

"Нужны ли детям сказки?"

Консультация для родителей о необходимости чтения сказок детям с раннего возраста....

Консультация для родителей "С какого возраста нужно читать детям сказки А.С.Пушкина?"

Так с какого же возраста нужно начитать читать детям сказки А.С.Пушкина? С.Я. Маршак говорил, что "в каждой семье эти сказки должны быть на готове!"...