Развитие речевого слуха Эта работа начинается на материале неречевых звуков. Если Вы внимательно прочитали статью, посвященную развитию слухового внимания, то хорошо представляете эти игровые упражнения. Теперь наша главная цель - научить детей различать слова, фразы, звуковые комплексы по высоте, силе, тембру голоса. Ведь именно неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Вот некоторые игры, способствующие развитию речевого слуха: Игра № 1 "Угадай, чей голосок" Играющие сидят. Один ребенок становится в центре круга и закрывает глаза. Дети по очереди зовут стоящего в центре. Он должен узнать, кто его позвал: Мы немного порезвились, по местам все разместились. Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!
Игра № 2 "Улиточка" Водящий - "улиточка" - становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улитка - улиточка, высунь-ка рога, Дам тебе я сахару, кусочек пирога. Отгадай, кто я, улиточка моя. Тот, чей голос "улитка" узнала, сам становится водящим.
Игра № 3 "Угадай, кто это" Дети стоят в кругу. Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза и раскручивают. Затем он идет в любом направлении. Тот, кого он коснется, должен подать голос заранее условленным образом: "МЯУ-МЯУ", "КУ-КА-РЕ-КУ", "ГАВ-ГАВ". Водящий старается узнать, кто из детей подражал крику животного.
Игра № 4 "Лягушка" Дети стоят в кругу. Водящий с завязанными глазами говорит, а дети в это время начинают движение по кругу: Вот лягушка по дорожке - скачет, вытянувши ножки, увидала комара, закричала … Тот, на кого указал водящий, говорит: "КВА-КВА-КВА". Ведущий угадывает, кто же так артистично квакал.
Игра № 5 "Улавливай шепот" Игра заключается в том, что взрослый подает команды детям шепотом, четким и внятным, но уловимым только в том случае, если каждый вслушивается. Игра № 6 "Горшочек" Дети садятся по кругу на ковер и перекатывают мяч друг другу. Если ребенок посылает другому мяч и говорит "холодный", то мяч можно трогать. Но если посылающий мяч говорит "горячий", то дотрагиваться до мяча нельзя - "обожжешься". Кто ошибется, получает штрафное очко.
Игра № 7 "Слушай и выполняй" Взрослый называет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. После выполнения ребенок перечисляет движения, которые выполнил. За правильное, точное выполнение и перечисление движений ребенку выдается фант. Набравший большее количество фантов - победитель.
Игра № 8 "Запомни слова" Взрослый называет несколько слов. Количество их определяется так: возраст ребенка ± один. Начните с меньшего количества. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка слов считается проигрышем. Нужно платить фант!
Поиграйте с ребенком в эти игры.
Желаем приятного общения!
Развитие слухового внимания. Без внимания к звучащей материи у ребенка не сформируется правильное произношение, не выработаются навыки звукового анализа. Предлагаем вашему вниманию несколько игр, способствующих развитию слухового внимания. Игра № 1 "Где позвонили?" Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза. Взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах комнаты. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами: звонит теперь ваш малыш, а вы угадываете направление звука. Игра № 2 "Скажи, что ты слышишь?" Ребенку предлагается зарыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал: щебет птиц, сигнал машины, разговор прохожих, вой ветра, лай собаки. Можно устроить соревнование между детьми и взрослыми или между маленькими друзьями: кто же услышит больше звуков? Игру очень хорошо проводить на прогулке. Игра № 3 "Тихо - громко" Взрослый стучит бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно? Игра № 4 "Кто что услышит" Взрослый за ширмой стучит молоточком, зенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук. Игра № 5 "Продавец и покупатель" или "На кухне" Для этой игры потребуются жестяные коробочки. Вначале две, затем больше. Содержимое - различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Не забудьте, что коробочки не открываются, а просто встряхиваются. Находясь с ребенком на кухне, дайте ему послушать, как звучат при встряхивании в коробках разные крупы. Игра № 6 "Найди игрушку" Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти её, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо! Игра № 7 "Петух, наседка и цыплята" Папа - петух, мама - наседка, ребенок - цыпленок. Мама стучит палочкой о стол. Сколько раз она стукнет, столько раз и должен пропищать цыпленок. 3 постукивания - ПИ-ПИ-ПИ. Столько же раз кукарекает папа. Как в театре, правда? Игра № 8 "Жмурки с колокольчиком" Водящему завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком звонит. Водящий должен дотронуться до него. Игра № 9 "Жмурки с голосом" Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. Игра № 10 "Узнай по звуку" Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука. Игра № 11 "Солнце или дождик?" Взрослый берет бубен или тамбурин: "Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Вы гуляйте, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее идите в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!" Игра № 12 "Кто это?" Взрослый держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок наугад вытягивает одну картинку так, чтобы дети не видели, какую именно он вытянул. Затем следует подражание криками животного и его движениями. Дети, следящие за игрой, угадывают, кого вытянул ведущий. Затем образец сличается с оригиналом- картинкой. Поиграйте с ребенком в эти игры или игры, которые вы придумали сами. Пригласите играть с вами соседских детей, родственников. Гарантируем, вы хорошо и весело проведете время. Желаем приятного общения!
Работа над интонационной выразительностью Интонация - это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи. Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе. Темп - ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса. Фразовое ударение - выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов. Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании. Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д. При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания. Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например: Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? Нет ведь пальчика, пропал, в свой домишко не попал. Маша варежку сняла: - Поглядите-ка, нашла! Ищешь-ищешь, не найдешь, здравствуй, пальчик! Как живешь? Получилось? Здорово! Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается. Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие: Простые ритмы | Сложные ритмы | !! - ! ! - !! !! - ! - ! ! - ! - !! ! - !!! ! - !! - ! ! - !!!! - ! !!! - !! - ! ! - !!! - !!! ! - ! - !! | !!! - ! - ! ! - !! - !! ! - !!! - ! !! - !!! - ! !! - !!! -!!! !!! - !! - !! ! - !! - !!! !!! - !! - ! ! - !!! - ! - !! |
Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением. - Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
- Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
- Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
- Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
- Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги).
В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных. Слова со структурой ГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - СОГЛАСНЫЙ - ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).
Развитие мелкой моторики рук Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка. Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течении всего занятия: - Во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
- В качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.
Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства од контролем взрослого. Только тогда ребенок может играть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков. Вспомните, мама делает "козу рогатую", поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать "козу" и "пугать" взрослых: Идет коза рогатая за малыми ребятами. Кто каши не ест, молока не пьет, того забодает. Мама учит малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц: Гуси летели, лебеди летели, Аисты летели, журавли летели… Лунь плывет, карп плывет, Лещ плывет, сазан плывет… Движения рук при этом напоминают плавательные. А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону: Тятеньке - сажень, маменьке - сажень, Брату - сажень, а Колюшке - такую, Большую - пребольшую!!! А вот всем известные "ладушки" следует предварять веселой потешкой: Ой, ладушки, лады, не поливаны сады. Недосуг поливать - надо в ладушки играть. Непосредственно играть с пальчиками начинаем с потешки "Сорока-белобока": Сорока-белобока Кашу варила, деток кормила… (далее следует перечисление заслуг пальцев и "наказывается" нерадивый, ленивый пальчик) Сорока-белобока Гостей собирала, всех угощала: Одному - ложку, Другом - ложечку, Третьему - поварешечку…И т.д. А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листке бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики, и челочки. Получилось? А теперь потешки: Вот Семен - большак, Вот Васька - указка, Вот Гришка - середка, Вот палец безымянный, Вот крошка Тимошка - Вот моя ладошка. | Мальчик-пальчик, Где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел! | Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе - печь топить. А малышке песни петь, Песни петь и танцевать - Родных братцев потешать! | Вот как пальчики шагают: И мизинец, и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! |
О, баю, баю, баю, живет дядя на краю. Он не беден, не богат, у него много ребят… (считаем пальцы, загибая их) А можно представить, что пальчики - это семья ребенка: Вот дедушка, вот бабушка, Вот папочка, вот мамочка, Вот деточка моя - вот вся моя семья. Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул, Спит малыш наш до утра… Утро! Всем вставать пора! | Вот дедушка проснулся - и сладко потянулся, Вот бабушка проснулась - и всем нам улыбнулась, Вот папочка проснулся… И мамочка проснулась… А деточка проснулся и заплакал: Где игрушечки - погремушечки? |
У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его. Две руки - две семьи. Одна семья идет в гости к другой. И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета: ОДИН (загибается палец) ПАЛЕЦ (загибают другой), ДВА (третий) ПАЛЬЦА (загибают четвертый), ТРИ (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребенка: С ЭТИМ (загибают пальчик) ПАЛЬЦЕМ (еще один) ЧЕТЫРЕ (загнул восьмой) ПАЛЬЦА (предпоследний загибается), ПЯТЬ. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.
Общие артикуляционные упражнения Что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног? Конечно же, занимаемся гимнастикой! В наших щёчках, губках и языке тоже есть мышцы. Если ты ещё не научился говорить трудные звуки Ш, Ж, Р, Л, Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и красиво, а язычок сделаем ровным и шустрым. За дело, дружок! Название | Цель | Описание | "Голодные птенцы" | Вырабатывать умение удерживать широко открытый рот в течение нескольких секунд. | Под слова взрослого: "Раз, два, три, четыре, пять", ребёнок держит рот широко раскрытым. Ротик закрываем и после этого вместе произносим: "Можно ротик закрывать". | "Рыбка" | Вырабатывать умение удерживать сомкнутые губы в течение нескольких секунд. | Под слова взрослого:" Раз, два, три, четыре, ПЯТЬ", ребенок держит рот закрытым, губы напряжённою сомкнутыми. Ротик открываем и после этого вместе произносим: "Можно ротик открывать". | "Голодные птенцы" - "Ры6ка" | Научить чередовать произвольное открывание и закрывание рта. | Под неторопливый ритмичный счёт взрослого:" Раз - два, раз - два", ребенок открывает и закрывает ротик. | Белочка грызёт орехи | Вырабатывать умение плотно смыкать верхние и нижние зубки. | Взрослый считает: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как белочки опять". Ребёнок, широко улыбнувшись, щелкает зубками. После этого произносим вместе: "Раз, два, три, четыре, пять - мы как девочки (мальчики) опять"… | Лягушка | Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубка плотно сжаты. | Ребёнок удерживает улыбку, взрослый комментирует: "Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам, Мы потянем, мы потянем… (Затем вместе с ребёнком) И нисколько не устанем". | Слоник | Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд, удерживая их в таком положении длительное время. Зубки должны быть плотно сжатыми. | Ребёнок удерживает губы, вытянутые "хоботком". Взрослый комментирует: "Подражаю я слону, Губы хоботком тяну. Потяну и перестану... И нисколько не устану" Последние слова произносятся вместе с ребенком. | Лягушка - Слоник | Научить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку. | Под ритмичный счёт взрослого. "Раз - два, раз - два", ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки должны быть сомкнуты. |
Это были упражнения для мышц и связок верхней, нижней челюсти, губ. А теперь поупражняем мышцы языка... Название | Цель | Описание | "Язычок на прогулке" | Вырабатывать умение поднимать язычок вверх, к носику; опускать вниз, к подбородку; двигать им в стороны, от одного угла рта к другому. | Поднимаем язычок вверх, тянемся к носику: "Язычок хочет посмотреть на небо, нет ли тучек, светит ли солнышко". Опускаем язычок вниз, тянемся к подбородку: "Язычок смотрит на землю - нет ли луж после дождя". Ведём кончиком языка от одного угла рта к другому: "Язычок оглядывается по сторонам на домики своих соседей". | "Скалолаз" | Вырабатывать умение быстро перемещать кончик языка из нижнего положения в верхнее. | "Представь, что перед язычком стоит лесенка, ему нужно быстро подняться по ступенькам вверх, к носику, и тут же опуститься вниз, к подбородку". Упражнение можно сопровождать ритмичным счётом: Раз - вверх, два - вниз". | "Часики" | Вырабатывать умение чередовать движения языка от одного уголка рта к другому. | Губы растянуты в улыбке, узкий язычок перемещается от одного уголка губ к другому, не касаясь нижней губы: "Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так. А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки. А карманные спешат: тики-тики-тики-так!" | Борцы | Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубками. | Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. "С язычком случилось - он толкает зубы, Будто хочет их за что-то, вытолкнуть за губы". Затем толкаем изнутри нижние зубки. | Накажем непослушный язычок | Выработать умение удерживать язык расслабленным. | Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его верхней губой, затем покусать зубками. "Мы прижмём язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. А потом прижмём зубами: ТА-ТА-ТА" |
|