Заикание
консультация (средняя группа) на тему

Жабина Марина Александровна

Заикание – это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.dlya_roditeley.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание – это дефект речи, при котором нарушается темп, ритм, плавность и коммуникативная сторона в результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы.

При заикании речь прерывается  непроизвольными задержками, вынужденными повторениями отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает в результате судорог мышц речевого аппарата. Подобная судорожность тесно связана с психофизическим состоянием заикающегося ребёнка: страхом, робостью, чувством стыда за свою речь, покраснением лица, повышенной потливостью и т.д.

Заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе проявляется совместно с другими нервно-психическими расстройствами. Это обязательно нужно знать родителям, которые должны проконсультировать ребёнка у детского психиатра или невропатолога, иначе работа с детьми специалистов будет не эффективна.

Когда возникает заикание?

Заикание обычно возникает в возрасте 2-5 лет, когда личность ещё не сформировалась. В некоторых случаях заикание может начаться и позже.

Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

  • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
  • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
  • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
  • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • затруднения перед началом речи.

Причины заикания.

В отдельных случаях оно связано с органическими поражениями центральной нервной системы, возникающими при наследственной патологии; осложнениях внутриутробного развития; кислородном голодании при родах и др. Преимущественно заикание бывает функциональным, т.е. вызвано нарушениями невротического характера. Как правило, возникает у детей 2-5 лет, т.е. в период формирования развитой фразовой речи; чаще – у легко возбудимых детей. При этом непосредственной причиной заикания выступает перенапряжение или травма нервной системы (общая и речевая перегрузка, испуг, потрясение и т.д.). В некоторых случаях причиной заикания может явиться подражание неправильной речи окружающих.

Поводы к возникновению заикания могут быть различными:

  1. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации – постоянном, несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.
  2. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
  3. Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
  4. Заикание может возникнуть при ОНР, которое характеризуется нарушением звукопроизношения, бедностью словарного запаса, нарушением грамматического строя.
  5. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
  6. Причиной возникновения заикания может явиться эмоциональная перегрузка ребёнка. Часто родители водят своих детей в кино, на детские утренники, выставки, театры, разрешают подолгу смотреть телевизор.  
  7. Иногда заикание связано с поступлением ребёнка в школу: начинается учебный процесс, увеличиваются нагрузки на ребёнка, предъявляются новые повышенные требования.
  8. Заикание может возникнуть и в подростковом возрасте, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме.

Физические и психические признаки заикания.

  1. Уже в детском возрасте у заикающихся проявляются сопутствующие движения Дети могут причмокивать языком, закрывать глаза, приоткрывать рот, облизывать губы, иногда скрипят зубами и т.д. Некоторые дети проделывают сложные движения: подёргиваются, вертят или кивают головой, напрягают мышцы шеи, двигают туловищем в разные стороны, сжимают пальцы, топают ногами и пр.. Заикающиеся дети испытывают моторное беспокойство во время сна: вздрагивают, сбрасывают одеяло, мечутся, ложатся поперёк кровати.
  2. Кроме физических признаков заикания существуют психологические, которые превращают заикание в тяжёлое и мучительное страдание. Особенно типичным признаком заикания является боязнь речи – логофобия  - страх перед определёнными звуками или словами. Под влиянием страха больной эти звуки произнести не может, запинается на них, и этим вызывается приступ заикания.  Некоторые дети предпочитают молчать и не произносить «опасные» слова

Рекомендации родителям.

  • Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим. Если ребёнок находится в детском саду, то необходимо на определённое время перевести его на домашнее воспитание, временно изолировать от коллектива (особенно в начале заикания), ограничить и в общении с детьми во дворе. Такая мера крайне необходима, чтобы как можно больше ограничить речевое общение ребёнка, создать щадящий «режим молчания».
  • Речь с ребёнком и в его присутствии между близкими должна быть обязательно  чуть замедленного темпа. То же требование предъявляется и к чтению ребёнку вслух. Оно должно быть выразительным с чёткими смысловыми паузами и чуть растянутыми ударными гласными в словах. Главное --- быстро не читать!!!
  • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
  • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
  • Наличие в доме множества игрушек и книжек тоже действует не лучшим образом на общее состояние заикающегося ребёнка, является большой эмоциональной перегрузкой, сильным возбуждающим фактором. Пять – шесть любимых игрушек и книжек могут быть в поле зрения ребёнка и больше не надо. Это не относится к настольным играм и счётному материалу, которыми пользуется малыш вместе с родителями.
  • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.).  Несоблюдение режима и требований правильного воспитания может легко привести к возникновению заикания.
  • Не следует в присутствии заикающегося ребёнка употреблять слова «заикание»,  «заикается». Это лишний раз травмирует психику ребёнка.
  • Очень внимательно надо следить, чтобы ребёнок не подвергался дразнилкам.
  • Важно. Чтобы ребёнок забыл слова -  «не бойся, не волнуйся». Ведь они провоцируют подобное состояние и поведение ребёнка.
  • О начале курса занятий с логопедом родители должны уведомить воспитателя и попросить, чтобы 1 – 2 недели они не требовали от ребёнка устных ответов.

Исправление заикания – задача логопедии. Если же оно наступает вследствие психических травм, то необходимо лечение у невролога. Существуют разнообразные методы коррекции заикания, в которых наряду с логопедическими приемами исправления речи используются медикаментозное, физиотерапевтическое и психотерапевтическое лечение.

СП ГБОУ СОШ №1 с. Большая Черниговка –Детский сад «Светлячок»

Консультация для родителей .

Подготовил—учитель-логопед Жабина М.А.

2014-2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...