Воздействие музыки на психоэмоциональное состояние ребенка
консультация (старшая группа) на тему
Правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, глубину дыхания вплоть до полной его остановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_roditeley.docx | 26.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воздействие музыки на психо – эмоциональное состояние ребенка.
На современного ребенка обрушивается буквально шквал музыки разных жанров и стилей. Каково ее воздействие на человека, на его здоровье, психику, социальное поведение.
Этой проблеме посвящается много исследований. Ученые утверждают, музыка оказывает более сильное влияние на ребенка, чем остальные виды искусства. Кроме того музыка – могучее орудие, подобное медикаментам. Она может отравлять и исцелять.
Правильно подобранная музыка оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. Негармоничная музыка изменяет кровяное давление, частоту сердечных сокращений, глубину дыхания вплоть до полной его остановки.
Ритм называют сердцем музыки. Именно он имеет наиболее сильное влияние на физическое состояние человека. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах – дыхания, сердца, разносторонних движений, смены активности и отдыха.
Всякая ли музыка благотворно влияет на организм ребенка? Каковы природные механизмы ее воздействия? Оказывается, что сложность проблемы в том, что музыка как средство эмоционального воздействия адресуется не сколько к сознанию, сколько к подсознанию. Это в ровной степени относится к воздействию как инструментальной, так и вокальной музыки, т.е. певческого и даже речевого голоса человека, обладающего огромными эмоционально эстетическими суггестивными (гипнотическими) свойствами, что издавна было известно и применялось в церковном, обрядовом, культовом пении.
В научно – экспериментальных работах отечественных ученых установлено статистически достоверное нарушение ряди психических функций под воздействием рока (объема кратковременной памяти, снижение уровня понятийного обобщения, возникновение чувства тяжести) с параллельным нарушением ЭЭГ-характеристик мозга.
В отличие от «тяжелой» музыки классическая музыка выступает как средство отвлечения от беспокоящих мыслей человека, как средство успокоения, и даже лечения.
Самая необыкновенная музыка у Моцарта; на быстрая и не медленная, плавная, но не занудная и совершенно очаровательная в своей простоте. Это своего рода музыкальный феномен, который ученые назвали «эффект Моцарта». По мнению ученых, музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей у детей. А вот Брамс исцелит от усталости. От раздражительности, неврозов – музыка Чайковского. От мигрени японские ученые предлагают «Весеннюю музыку» Мендельсона, «юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского. Нормализует сон – сюита «Пер Гюнт» Грига. Поднимает настроение, избавляет от депрессии – джаз, блюз, соул.
Даже природа реагирует на созданные человеком музыкальные произведения. Один австрийский садовод играл на скрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растений отличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичные концерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. На птицефабрике в Минске однажды включили магнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом, задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовала возбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, ненавязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и становятся активными, подвижными.
Влияние музыки на детей просто поражает. Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Обладая такими серьезными инструментами, ребенок начинает делать успехи и в остальных предметах. Ведь если он способен представлять эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности.
Полезна музыка и для математиков. Ведь ритмичность и мелодичность музыкальных произведений способны научить малыша очень естественно и точно ощущать пространство и время. Кроме того, музыка учит ребенка выражать свои мысли и чувства. Ведь очень часто дети настолько эмоциональны, что не могут словами передать свою радость или рассказать о своих впечатлениях. А музыка, несмотря на все свое многообразие и богатство, строится из нот и ладов, а также имеет очень четкие правила написания. Поэтому детки, которые умеют играть на музыкальных инструментах и разбираются в нотной грамоте, зачастую также делают успехи в написании сочинений и стихов. Вот и получается, что музыка не просто доставляет нам удовольствие, она влияет на многие другие сферы нашей деятельности.
Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство»
Конспект НОД по образовательной деятельности «Музыка»
«Умелые ладошки» для средней группы
Возрастная группа: 4-5 лет
Задачи:
Создать атмосферу творческого исследования возможностей своих ладошек и формирования ритмического слуха.
Закрепить умения детей изменять движения со сменой частей музыки.
Совершенствовать навыки соотнесения цвета и настроения с помощью приема рисования ладошкой через проблемную ситуацию.
Продолжать развивать мелкую моторику пальцев через игровые моменты и массажа рук.
Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, легкий бег).
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, здоровье.
Оборудование и материалы:
Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано.
Демонстрационный:
Слайд с изображением маленьких и больших ладошек.
Раздаточный:
Ватман для коллективной работы, пальчиковые краски желтого и коричневого цвета, влажные салфетки, косметические фломастеры разных цветов.
Предварительная работа с детьми:
Разучивание песни «Осень» сл. и муз. Е. Пономаренко.
Разучивание танца «Покажи ладошки!» латвийская народная полька.
Ход НОД:
Музыкальный зал украшен рисунками ладошек со смешными и грустными мордашками, гирляндами из детских разноцветных перчаток. Дети стоят в коридоре друг за другом.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята. Внимательно слушайте музыку и чередуйте ходьбу и бег (дети заходят под музыку в музыкальный зал, чередуя под музыку ходьбу и бег -2 раза). А теперь возьмитесь за ручки и постройте красивый, ровный круг (дети берутся за руки и стают в круг)
Сколько здесь перчаток разных, ярких и хороших! У кого же нынче праздник?
Воспитатель. Праздник у ладошек! Ребята, давайте все вместе скажем.
Дети. Праздник у ладошек!
Музыкальный руководитель. Верно, ребятки, сегодня «Праздник ладошек». Давайте покажем, что умеют делать наши ладошки.
♫ Музыкально-речевая игра «Пальчик мой», муз, и сл. И. Бодраченко.
1. Пальчик мой, пальчик мой (показывают правую руку, затем левую),
Поиграй-ка ты со мной (вращают кистями рук, движение «фонарики»).
Пальчик раз (показывают выставленные указательный и средний пальцы правой руки, остальные сжаты в кулак),
Пальчик раз (те же движения левой рукой) -
Вышел Заинька у нас (приставляют пальцы к голове - «ушки»).
2. Ушки длинные у Зайки, из кустов они торчат,
Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат (дети прыгают на двух ногах, руки перед грудью - «лапки»).
3. Пальчик мой, пальчик мой (движения как в 1-м куплете)
Поиграй-ка ты со мной
Пальчик раз, пальчик раз (показывают ладонь правую, затем - левую) -
Вышла Курочка у нас (делают «крылышки»).
4. Курочка по улочке ходит, ходит, ходит (свободно гуляют по залу, помахивая «крылышками»).
Курочка - хохлатушка зернышки находит, (присев на корточки, соединяют ладошки- «клювики» и клюют).
Курочка - хохлатушка прыг на крыльцо (подпрыгивают на двух ногах, взмахивая «крыльями»).
Курочка - хохлатушка снесла тебе яйцо (соединяют ладошки - несут «яйцо»).
Воспитатель. Давайте, покажем, ребята, какое курочка снесла яйцо. (Дети подходят к воспитателю и показывают «яйцо», воспитатель хвалит детей, дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель. К нам на занятие к нам пришли весёлые ладошки, посмотрите на экран (фото ладошек 4 маленьких и 2 больших). Какие ладошки к нам пришли? (Дети отвечают: маленькие), это деток ладошки. А это, какие? (Дети отвечают: большие). Эти ладошки мы будем хлопать быстро (маленькие - хлопай, хлопай), а эти медленно (большие - хлоп, хлоп). Давайте вместе попробуем прохлопать. (Дети с муз, рук, прохлопывают ритмический рисунок: хло-пай, хло-пай, ХЛОП, ХЛОП). А теперь прохлопаем по коленочкам (хлопают). Теперь со словами (дети хлопают со словами «звонкие хлопошки, хлопают ладошки»).
Покажите крошки, мне свои ладошки.
Мы на празднике своем песенку про них споём.
♫ Песня «Ладушки- ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского.
1. Звонкие хлопошки, хлопают в ладошки! (Хлопают ритмический рисунок: хло-пай, хлопай, ХЛОП, ХЛОП).
Ладушки, ладушки, ладушки ладошки! – 2 раза (повороты кистей рук)
2. Кашку наварили, помешали ложкой, (круговые движения по ладошке)
Ладушки, ладушки, ладушки ладошки! – 2 раза (повороты кистей рук)
Музыкальный руководитель. Ребята, я сейчас загадаю загадку, а вы слушайте внимательно:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Дети: кошка)
Ребятки, а вот Кошка к нам сама пожаловала.
Кошка (воспитатель). Мяу, мяу. Здравствуйте, ребятушки. Я вам хочу о веселой игре рассказать. Ладошки наши могут стать и «окошком», и «лужком», и «дорожкой». Давайте встанем у стульев и поиграем вместе.
Игровой массаж «Ладошка».
Твоя ладошка- это пруд, по ней кораблики плывут, (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладони)
Твоя ладошка - как лужок, а сверху падает снежок, (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки)
Твоя ладошка - как окно, его помыть пора давно! (Потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка - как дорожка, а по дорожке ходит кошка. (Осторожно переступать пальцами другой руки)
Музыкальный руководитель. Хорошо поиграли! Нас Кошка порадовала своей игрой. Ребятки, а теперь, давайте, и мы подарим Кошке песенку про осень.
♫ Песня «Осень» сл. и муз. Е. Пономаренко
1. Осень, осень, дождик льет, погулять нам не дает.
Осень, осень листопад, листья по ветру летят. - 2 раза
2. Кап, кап, кап стучит в окно, непоседа дождик,
Мы возьмем собой гулять, разноцветный зонтик. - 2 раза
Кошка. Спасибо, ребятки, вам за песенку.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, на дорожке улыбаются ладошки (дети подходят к подиуму, на котором расположены дорожки с ладошками).
Красивые, удаленькие, большие или маленькие?
Дети обращают внимание на ладошки из цветной бумаги, прикрепленные к подиуму. Отвечают на вопрос.
Верно, ребятки, здесь большие ладошки, а у вас - маленькие.
Скучают на дорожке огромные ладошки.
Хотят, чтоб рядом крошки смеялись на дорожке.
Ребята, давайте и мы свои ладошки нарисуем на дорожке, а чем же мы будем рисовать? У меня кисточек и карандашей нет? (Ответы детей) Носиком можно рисовать? Ушками? Ножками? А чем же мы можем рисовать?
Дети. Ладошками.
Музыкальный руководитель. А какие вы хотите ладошки - грустные или веселые (ответы детей).
У меня 2 краски желтая и коричневая, какой краской мы будем рисовать веселые ладошки (ответы детей), правильно желтой. У нас желтый цвет веселый, радостный, как солнышко, а коричневый цвет грустный.
Вот у меня есть краска, подходите, выбирайте краску и макайте как я, и прижмите свою ладошку, смотрите, что у меня получилось (дети пальчиковой краской отпечатывают свои ладошки по краю подиума).
Какие веселые ладошки получились, вот какие наши ладошки они умеют еще и рисовать. Ребята, а теперь подойдем к столу и протрите свои ладошки.
Мы дорожки украшали, но давно не танцевали.
Давайте потанцуем и покажем, что умеют делать ладошки. А чтобы ладошки были веселыми, мы им сейчас улыбки нарисуем! (муз. рук. и Кошка рисуют улыбки косметическим фломастером прямо на руках детей).
Какие у ребят красивые ладошки, так и хотят потанцевать!
♫ Танец «Покажи ладошки!»
Сейчас мы будем под музыку показывать и прятать ладошки, посмотрите как (муз, рук, показывает, использую силу своего голоса - вот они ладошки, спрятались ладошки). Давайте попробуем вместе со мной, ребята (дети выполняют без музыки) А теперь под музыку… (муз, рук поет «вот они ладошки, спрятались ладошки», а дети выполняют движения под музыку) Вот теперь потанцуем танец с начала, но не забудьте на вторую часть музыки возьметесь за ручки и легко побежите по кругу, пусть потанцуют ваши ножки.
Игра «Что умеют ручки»
Муз. рук. Задают вопросы, дети показывают ладошками ответы.
Что делают ручки, когда мы встречаемся?
Что делают ручки, когда мы прощаемся?
А если оленя хотим показать?
А если, как зайки, хотим поскакать?
А в двери как будем ладошкой стучать?
А как показать, если надо молчать?
А как будем строго мы пальцем грозить?
Как можно ладошкой себя похвалить?
Молодцы!
Веселая вышла, ребята, игра, давайте же скажем: ладошкам - ура!
Наше занятие заканчивается, вспомните ребятки и скажите, кем были ваши ладошки? (Ответы детей)
Кошка. Вы, ладошки, отдыхайте и сюрпризы получайте.
Что в ладошку положу - никому я не скажу.
Это будет наш секрет и от Кошечки – привет!
Кошка и муз, рук, в ладошки каждому кладут сюрпризики.
Музыкальный руководитель. До свидания, друзья, до свидания!
Помашу я ладошкой на прощание!
Дети выходят из зала друг за другом легким бегом.
Список используемой литературы
1. Журнал «Музыкальная палитра» №2, 20011.
2. Журнал «Музыкальный руководитель» №1, 2006г.
3. Массаж и гимнастика для малышей/ К. Губерт, М. Рысс- М., 2003.
4. Музыка и движение / С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина. М. : Просвещение, 1967.
5. Музыка в детском саду, выпуск 2 / Н. Ветлугина, И. Джержинский, Н. Фок, М.: Музыка, 1978.
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2-е изд.. испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему "Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние ребенка"
Рассматриваем различные виды арт-терапии и возможность их применения в условиях ДОУ...
Выступление на районном методическом объединении на тему: «Цветотерапия как способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка».
Выступление на тему: «Цветотерапия как способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка»....
Презентация проекта " Мандалотерапия -как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка"
Презентация проекта " Мандалотерапия -как метод гармонизации психоэмоционального состояния ребенка"...
Проект " Мандалотерапия -как метод гамонизации психоэмоционального состояния ребенка"
Метод мандалотерапии -это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снижение напряжения, выражения чувств,который способствует развитию творчества,художественному и духовном...
буклет для родителей детей с ОВЗ "Музыка регулирующая психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ"
буклет для родителей детей с ОВЗ о классической музыке...
Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние ребенка
Влияние классической музыки на психоэмоциональное состояние ребенка...