Сказкотерапия.
консультация на тему
Сказка – особый символический язык, мир архетипических образов и паттернов, послание коллективного бессознательного к нам. Поэтому расшифровка сказочных посланий вызывает много энергии и имеет огромный терапевтический эффект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta_2.docx | 159.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия – что это?!
«Сказка - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать».
В.А. Сухомлинский.
Сказкотерапия - это одно из направлений в креативной психологии, а точнее одно из направлений в арт-терапии. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это процесс образования связи между сказочным событием и проведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
В данном направлении можно использовать разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, саги, мифы, сказки, все что описано метафорой.
"...сделать определенный вывод или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлению о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. Именно они являются основой сказкортерапии.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
1.Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы;
2.Потребность в компетентности (всемогущество). Игрой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3.Потребность в активности. Находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется от кого-то убегает и так далее.
4.Иногда в начале сказки поведение героя не является активным, побуждение к активности приходит извне, от других героев.
"Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме, как правило приписана значимому герою-принцу, принцессе, королю.
Если Вы чего-то не знаете, стройте предположения, соотносите сказочные ситуации с реальностью, фантазируйте и шутите. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослыми является основной движущей силой развития ребенка..." М.С. Васильева.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:
- Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
- Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
- Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
- Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
- Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
- Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
- Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Особенности организации сказкотерапии для детей дошкольного возраста:
- Дозированность информации при знакомстве со сказкой. Изначально возможно только прочтение сказки, рассматривание картинок, обсуждение поступков героев.
- Уже после этого сказка, независимо от её вида, должна быть не просто прочитана, но и обыграна, то есть инсценирована взрослым.
- Никаких нравоучений, строгого тона и повелительных интонаций. Только доброжелательность, свобода самовыражения, ненавязчивость и искренность, а также уместность сказки в определённой ситуации.
- Содержание сказки должно соответствовать возрастным и психофизическим особенностям ребёнка.
- После прочтения сказки и её инсценирования необходимо побудить ребёнка к анализу поступков и отношений героев, а также к обсуждению его личного отношения к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"
Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...
Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии
laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....
Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.
Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...