Адаптация ребёнка к детскому саду
статья на тему
Адаптация – это ответная приспособительная реакция, которая основана на инстинкте самосохранения. В нашем случае – это приспособительная реакция организма к новой обстановке и новому окружению в детском саду. При этой реакции происходит активизация (возбуждение) отделов нервной системы, ответственных за реакцию и поведение человека в стрессовых и экстремальных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребёнка к детскому саду
Адаптация – это ответная приспособительная реакция, которая основана на инстинкте самосохранения. При этой реакции происходит активизация (возбуждение) отделов нервной системы, ответственных за реакцию и поведение человека в стрессовых и экстремальных условиях.
Инстинкт самосохранения направлен на избегание опасных и неблагоприятных для человека ситуаций.
Важно понимать, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты и соответственно иммунитета (и это одна из причин, почему дети раннего возраста часто болеют).
Адаптация и прогноз адаптации
Для оценки возможностей адаптации конкретного ребёнка создан термин – прогноз адаптации. Адаптация и соответственно прогноз адаптации имеют два аспекта – биологический и психолого-педагогический.
Прогноз адаптации.
- Медицинский прогноз – составляется в детской поликлинике перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение и отражается в медицинской амбулаторной карте;
- Психолого-педагогический прогноз – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами-воспитателями группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребёнка в различных ситуациях в течение трёх-пяти дней и отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).
Существует три типа адаптации:
- благоприятный;
- условно-благоприятный;
- неблагоприятный.
Благоприятный тип адаптации – это отсутствие невротических проявлений и стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней.
Условно-благоприятный – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5-ой месяцев);
Неблагоприятный – это длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).
Прогноз адаптации возможно составить самостоятельно. Для этого вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
- частые заболевания матери;
- несоответствие домашнего режима ясельному;
- токсикоз 2-ой половины беременности;
- заболевания матери во время беременности;
- вредные привычки родителей;
- недостаток эмоционального общения в первый год жизни;
- резкие и конфликтные отношения между родителями;
- раннее искусственное вскармливание;
- вторая и третья группа здоровья;
- заболевания ребёнка в первый год жизни;
- отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).
При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Адаптация закончена, если:
- у ребёнка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребёнок активно играет, в основном пребывает в хорошем настроении, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют частые заболевания;
- есть динамика массы тела;
- есть динамика психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребёнка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребёнок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни (например, с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребёнок переедет к бабушке) и т.п.
Подготовка к детскому саду
- Самое главное – это положительный настрой на посещение детского сада, если вы верите, что детский сад - это самое лучшее место на земле для вашего ребёнка, так же будет считать и ваш ребёнок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребёнка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития») - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребёнок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребёнка от ярких коробок» и т.п.
- Играйте с ребёнком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребёнка может выполнять сам ребёнок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
- Ходите с ребёнком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребёнка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
- Гуляйте с ребёнком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в конфликты вашего ребёнка с другими детьми, дайте ребёнку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребёнка «Вот какой молодец, как уверенно сказал, что не даст другому свою игрушку, значит сможет постоять за свое имущество».
- Хотя бы раз в неделю меняйте с ребёнком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
- Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребёнку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребёнку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребёнок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Ваш ребёнок пришёл в детский сад
- Если вы учли все предыдущие рекомендации по подготовке к детскому саду, то у вас уже высокие шансы на успех благоприятной адаптации.
- Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребёнка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
- Можете дать ребёнку с собой игрушку или книжку из дома – это поможет ему чувствовать связь с домом.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка.
- Поддерживайте ребёнка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребёнка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему рей нка.
подготовил
психолог
Савельева Е.О.
17.09.2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Готовим ребенка к детскому саду....
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.
Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.
Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...