Адаптация ребёнка к детскому саду
статья на тему

Савельева Екатерина Олеговна

Адаптация – это ответная приспособительная реакция, которая основана на инстинкте самосохранения. В нашем случае – это приспособительная реакция организма к новой обстановке и новому окружению в детском саду. При этой реакции происходит активизация (возбуждение) отделов нервной системы, ответственных за реакцию и поведение человека в стрессовых и экстремальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к детскому саду

Адаптация – это ответная приспособительная реакция, которая основана на инстинкте самосохранения. При этой реакции происходит активизация (возбуждение) отделов нервной системы, ответственных за реакцию и поведение человека в стрессовых и экстремальных условиях.

Инстинкт самосохранения направлен на избегание опасных и неблагоприятных для человека ситуаций.

Важно понимать, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты и соответственно иммунитета (и это одна из причин, почему дети раннего возраста часто болеют).

Адаптация и прогноз адаптации

Для оценки возможностей адаптации конкретного ребёнка создан термин – прогноз адаптации. Адаптация и соответственно прогноз адаптации имеют два аспекта – биологический и психолого-педагогический.

Прогноз адаптации.

  • Медицинский прогноз – составляется в детской поликлинике перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение и отражается в медицинской амбулаторной карте;
  • Психолого-педагогический прогноз – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами-воспитателями группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребёнка в различных ситуациях в течение трёх-пяти дней и отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).

Существует три типа адаптации:

  • благоприятный;
  • условно-благоприятный;
  • неблагоприятный.

Благоприятный тип адаптации – это отсутствие невротических проявлений и стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней.

Условно-благоприятный – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, уровень развития речи на 2 года, а вашему малышу 2,6 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5-ой месяцев);

Неблагоприятный – это длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).

Прогноз адаптации возможно составить самостоятельно. Для этого вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

  • частые заболевания матери;
  • несоответствие домашнего режима ясельному;
  • токсикоз 2-ой половины беременности;
  • заболевания матери во время беременности;
  • вредные привычки родителей;
  • недостаток эмоционального общения в первый год жизни;
  • резкие и конфликтные отношения между родителями;
  • раннее искусственное вскармливание;
  • вторая и третья группа здоровья;
  • заболевания ребёнка в первый год жизни;
  • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Адаптация закончена, если:

  • у ребёнка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребёнок активно играет, в основном пребывает в хорошем настроении, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют частые заболевания;
  • есть динамика массы тела;
  • есть динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребёнка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребёнок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни (например, с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребёнок переедет к бабушке)  и т.п.

Подготовка к детскому саду

  1. Самое главное – это положительный настрой на посещение детского сада, если вы верите, что детский сад - это самое лучшее место на земле для вашего ребёнка, так же будет считать и ваш ребёнок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребёнка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития») - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребёнок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребёнка от ярких коробок» и т.п.
  2. Играйте с ребёнком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребёнка может выполнять сам ребёнок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
  3. Ходите с ребёнком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребёнка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
  4. Гуляйте с ребёнком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в конфликты вашего ребёнка с другими детьми, дайте ребёнку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребёнка «Вот какой молодец, как уверенно сказал, что не даст другому свою игрушку, значит сможет постоять за свое имущество».
  5. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребёнком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
  6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребёнку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребёнку. Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребёнок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.

Ваш ребёнок пришёл в детский сад

  1. Если вы учли все предыдущие рекомендации по подготовке к детскому саду, то у вас уже высокие шансы на успех благоприятной адаптации.
  2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребёнка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
  3. Можете дать ребёнку с собой игрушку или книжку из дома – это поможет ему чувствовать связь с домом.
  4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребёнком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребёнка.
  5. Поддерживайте ребёнка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребёнка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите нервную систему рей нка.

подготовил

психолог

Савельева Е.О.

17.09.2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду - очень серьёзный вопрос, который волнует многих родителей. Вот казалось бы, вот всё позади: семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребёнку в сад и надо ли ему...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

"Добро пожаловать" (Или как готовить ребёнка в детский сад). Адаптация ребёнка к детскому саду.

Адаптация к детскому саду- волнует каждого родителя!!!Значительно снизить напряженность адаптационного периода, можно за счет выполнения некоторых рекомендаций....

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация ...

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.

Первые дни и недели адаптации ребёнка к детскому саду и как помочь ребёнку на этом этапе.Первый день       Первый день сложен, как и для ребенка, так и для родителей. Есть нескольк...