Роль музыкально – ритмических движений в воспитании детей.
консультация по теме

Загоскина Светлана Геннадьевна

В предлагаемом материале раскрывается значение музыкально-ритмических движений в музыкальном воспитании и физическом развитии детей, дается краткая историческая справка, приводятся примеры различных видов движений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ritmiki_v_vospitanii_detey.docx22.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкально – ритмических движений в воспитании детей.

«Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражает окружающую нас действительность - природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества».                                                                                        В. Сухомлинский

Ритмика является одним из предметов, входящих в систему музыкального воспитания детей. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Задача педагога – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей средствами движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.                                                                                   Использование музыкально-ритмических движений помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.                                                                         В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческий способности.                                                                                                                                                Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения. Профессор Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается потребление кислорода.                                    Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.

Краткая историческая справка.

Создателем музыкально-ритмического воспитания является швейцарский педагог, композитор, общественный деятель – Эмиль Жак-Далькроз (1856 – 1950).

Занимаясь в Женевской консерватории со студентами, Далькроз обратил внимание на то, что не все могут выполнять ритмический рисунок в пределах определенно метра и достаточно точно координировать движения при игре на музыкальном инструменте. Понимая, что ритм связан с моторикой, он начал вводить на занятиях различные ритмические упражнения. Так постепенно им была создана система ритмической гимнастики, которую впоследствии назвали ритмикой, где все движения идут от музыки.

С усложнением ритмических заданий выявлялась и воспитательная роль ритмических упражнений: они развивали внимание, сосредоточенность, укрепляли волю, стремление достичь поставленной цели, вырабатывали слаженность действий всего коллектива, положительно влияли на общий тонус, снимая утомляемость.

Свой метод ритмического воспитания Далькроз изложил в ряде статей и книг. В 1910 г. Он возглавил Институт музыки и ритма в Хеллерву (под Дрезденом), а в 1915 г. – Институт Жак-Далькроза в Женеве. Вскоре подобные учебные заведения были созданы последователями швейцарского педагога во многих странах Западной Европы, в Японии.  

В России активной пропагандисткой системы Далькроза стала его ученица Н. Г. Александрова, которая в 1909 г. Начала регулярно проводить занятия по ритмике в музыкальных школах, кружках.

Благодаря широкой пропаганде, ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, цирковых, театральных училищах, в психоневрологических лечебницах.

В настоящее время педагоги, опираясь на систему Далькроза, продолжают совершенствовать ритмическое воспитание, используя лучшие музыкальные образцы народной, классической, современной музыки.

Виды движений.

В ритмических упражнениях используются движения, соответствующие программам по физическому воспитанию ДОУ. Это прежде всего такие основные движения, как ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля предмета (мяча). Важное значение уделяется общеразвивающим гимнастическим упражнениям, а в ритмические композиции включаются несложные танцы и музыкально-ритмические игры.

Виды упражнений, в которых ставятся музыкально-ритмические и двигательные задачи:

Ходьба.

При ходьбе следует координировать движения рук и ног, сохранять правильную осанку. Ходьба укрепляет главным образом мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве. Нагрузка на организм при ходьбе зависит от скорости движения и интенсивности шага.

Виды ходьбы:

  • С подушечки – средней части стопы
  • С носка
  • На носках
  • С перекатом – с пятки на носок
  • Топающим шагом – на всю ступню
  • Пружинящим шагом
  • Широким шагом
  • С высоким подъемом ног.

Вид ходьбы, так же, как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий), определяется характером, темпом, динамикой музыки.

Некоторые упражнения носят игровой характер – выражение в движениях определенного художественного образа (шагаем как медведи, прыгаем как зайчики, идем как разведчики и т.д.).

Часто детям предлагается самим выбрать движения, соответствующие настроению и динамике музыкальной пьесы. Подобные занятия развивают творческое воображение детей.

Бег.

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, легких.

Виды бега:

  • Легкий
  • Широким шагом
  • С высоким подъемом ног
  • С захлестом голени назад

Различными видами бега отмечаются динамические оттенки (громко – тихо), структура музыкального произведения. Посредством бега можно создать определенный художественный образ 9Лисички, лошадки и т.д.).

Прыжки.

Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия.

Прыжки развивают мышцы ног, укрепляют связки и суставы ног.

Виды прыжков:

  • На обеих ногах на месте
  • На обеих ногах с продвижением вперед
  • Поочередно на правой и левой ноге
  • Ноги в стороны – вместе
  • Поскоки с ноги на ногу
  • Прыжки вверх с разбега
  • Перепрыгивание
  • Спрыгивание
  • Прыжки через скакалку

Подготовкой к прыжкам является ходьба и бег пружинящим шагом, движение «пружинка».

Использование в ритмических упражнениях прыжков связано с особенностями музыки (острое, отрывистое звучание, пунктирный ритм и др.).

Бросание и ловля мяча.

Упражнения с мячом развивают ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер; укрепляют мышцы рук, плечевого пояса; способствуют развитию кисти и пальцев рук.

Для выполнения этих упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык: подача мяча.

Ритмические упражнения с мячом:

  • Удары мяча о пол
  • Прокатывание между ногами
  • Перебрасывание мяча в различных направлениях и на разное расстояние в соответствии с размером и темпом музыкально произведения
  • Гимнастические движения с передачей мяча по кругу.

Построение и перестроение.

Построения и перестроения организуют и дисциплинируют коллектив, развивают ориентировку в пространстве.

Виды:

  • Построение в шеренгу
  • Построение в колонну
  • По кругу
  • Врассыпную
  • Образование нескольких кружков.

Посредством перестроений в ритмической композиции отмечается смена динамики и фразировка музыкального произведения.

Гимнастические упражнения.

Цель использования гимнастических упражнений – равномерное развитие всей мышечной системы, совершенствование двигательных навыков, выработка пластичности, точности, координации движений, формирование правильной осанки.

Посредством гимнастических упражнений, выполняемых в соответствии с темпом и размером музыки, решается и задача музыкального воспитания – развитие чувства ритма.

Хороводы, танцы.

В разучивании танца используются доступные детям танцевальные движения. Главное – решение музыкально-ритмических задач: четкая смена движений в соответствии со строением произведения, соблюдение темпа, размера, иногда выполнение ритмического рисунка, эмоциональная передача характера музыки. Работа над танцами способствует воспитанию пластичности, красоты, выразительности движений, творческих способностей детей.

Некоторые виды танцевальных движений:

  • Русский переменный шаг
  • Припадание
  • Подскоки
  • Ковырялочка с притопом
  • Завивание улитки
  • Развивание улитки
  • Бегунец
  • Гребеночка
  • Веревочка
  • Па-де-баск
  • Шаг польки
  • Галоп

Игры.

Музыкально-ритмические игры строятся на основных и танцевальных движениях. Они развивают восприятие музыки, двигательные навыки, творческие способности детей. В игре дети учатся выражать посредством движений свое отношение к музыке, создавать художественный образ.

Игра имеет также большое воспитательное значение. Здесь, как нигде, выявляется характер ребенка (смелость, трусость, застенчивость, активность, доброжелательность) и его психофизические качества (сообразительность, находчивость, быстрота реакции).

Реквизит и пособия:

  • Мячи
  • Скакалки
  • Гимнастические палки
  • Бубны
  • Погремушки
  • Платочки
  • Флажки
  • Ленты

Одежда:

  • Легкая
  • Свободная
  • Тапочки – «чешки».

                                                 Литература

 

  1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
  2. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.
  4. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
  5. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.
  6. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991.

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей»

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохр...

Консультация для родителей "Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о роли музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей...

" Роль музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей"

Статья  "Роль музыкально-ритмических движений в развитии музыкальных способностей детей"...

"Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей"

Роль музыки и музыкально-ритмических движений в оздоровлении детейНаши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и р...

"Роль музыкально - ритмических движений в оздоровлении детей"

quot;Роль музыкально - ритмических движений в оздоровлении детей"...